№94 (6398) от 17 декабря 2025
КВ середине декабря обычно подводят итоги года в самых разных сферах. В области научных исследований, значимых для всего человечества, тоже есть о чём рассказать.
В 2025 году произошло несколько прорывов, которые в ближайшее время могут дать дополнительные или даже совсем новые возможности во многих областях жизни. К примеру, тайконафтам с китайской орбитальной станции «Тяньгун» удалось при помощи небольшого модуля превратить углекислый газ и воду в кислород и этилен – простой углеводород, который можно использовать как исходный компонент для создания ракетного топлива. Всё это впервые в условиях невесомости и при ограниченных ресурсах. А российские ученые при помощи телескопа Baikal-GVD, установленного на глубине в озере Байкал, смогли уточнить нейтринную картину галактики, то есть понять, сколько этих частиц прилетает на Землю и из каких источников. Оказалось, что большую часть порождает сама галактика Млечный путь, а не далекий космос, что может повлечь за собой пересмотр моделей эволюции Вселенной.
Человечество стало ближе и к технологии термоядерного синтеза. В уходящем году разогретую плазму в реакторе удалось удерживать уже целых 20 минут, хотя когда-то этот показатель не превышал пары секунд. В ближайшие годы все-таки есть надежда на появление не только гомологичного, но по настоящему мощного и надежного источника энергии.
В квантовых технологиях 2025 год выделился сразу двумя крупными достижениями. Исследователи Оксфордского университета впервые смогли телепортировать информацию. В эксперименте состояние кубита «перескочило» на расстояние около двух метров с точностью 86%. Этого уже достаточно, чтобы выполнять простейшие логические операции между устройствами, как будто они являются частями одной машины. В будущем это станет основой квантового интернета, где данные будут передаваться без утраты квантовой информации. А летом успешно прошли испытания первого в России 50-кубитного квантового компьютера. Установка, созданная на ионной платформе в Физическом институте имени Лебедева РАН при поддержке «Росатома», прошла тестирование всех 50 кубитов – рекордного по стране числа. Машина работает со стабильной когерентностью и точностью, позволяющей выполнять реальные квантовые алгоритмы.
В Дубне заработал ускорительный комплекс NICA – первый в современной России коллайдер, который сталкивает пучки тяжелых атомных ядер на околосветовых скоростях. Это позволяет заглянуть в самые ранние моменты существования Вселенной, когда вещество находилось в необычном, сверхгорячем и сверхплотном состоянии.
В уходящем году успешно испытали первый коммерческий биокомпьютер, работающий на живых клетках человеческого мозга. Система под названием Cortical CL1 сочетает в себе кремниевый чип и культуру нейронов, выращенных из стволовых клеток. Эти нейроны формируют небольшую живую сеть, которая способна обучаться, перестраивать связи и адаптироваться к задачам, а электронные модули обеспечивают обмен сигналами. Живые нейроны работают иначе, чем искусственные алгоритмы: они гибче, быстрее формируют новые связи и способны осваивать новые навыки почти естественным образом.
Но об одном из самых актуальных открытий рассказывает публикация в Nature Machine Intelligence. Она касается исследования, которое показало, что системы искусственного интеллекта с трудом отличают объективные факты от субъективных убеждений человека. Языковые модели, особенно в чат-ботах, вместо того чтобы принять какое-либо субъективное утверждение пользователя как особую точку зрения и работать с ней, имеют свойство поправлять или вовсе отрицать информацию, которая не соотносится с базой данных. Для простенького чат-бота, который используется в основном в развлекательных целях, это не критично, но что если речь идет, например, о медицинской консультации, когда человек сообщает о своих субъективных ощущениях, которые порой могут звучать очень необычно? Или другой пример: ученик может путать какие-то определения в математике, и репетитор на основе искусственного интеллекта должен осознать, в чем именно состоит личное заблуждение, чтобы эффективно исправить его. Но вместо этого ИИ просто борется с живым собеседником. При тестировании разных версий ИИ обнаружился и странный перекос: системы гораздо лучше признавали ложные убеждения у третьих лиц, чем у самого собеседника. Всё это грозит тем, что использование искусственных интеллектуальных помощников станет небезопасным, если их быстро не исправить с учетом выявленных особенностей.














Купить электронную копию газеты