Чем старше становлюсь, тем чаще задумываюсь об осознанности выбранного профессионального пути. Не в том смысле, что хотела бы поменять журналистику на другую сферу. Вовсе нет: сегодня в профессии чувствую себя максимально комфортно и органично, пожалуй, лучше, чем когда-либо. Речь несколько о другом. Интересно поразмышлять, как сложилась бы моя судьба, родись я, скажем, в начале двухтысячных.
Появившиеся на свет в те годы делают именно сейчас свой профессиональный выбор. И, признаться, я им по-хорошему завидую. Потому что возможностей в этом плане у них значительно больше, чем у нас, окончивших как раз в то время школу. Будем говорить откровенно: профориентации как таковой тогда практически не было. Мы радостно оканчивали школу, наивно полагая, как любой выпускник, что перед нами все двери открыты, и в большинстве своем шли учиться куда придется. Общий тренд был такой – окончить вуз, техникум или училище (кому что доступно), чтобы диплом просто был, а там посмотрим… Только вот в какую сторону смотреть, многим из тех, кто на руках уже имел документ о высшем или среднем профобразовании, не было до конца понятно. Так появились многочисленные менеджеры салонов сотовой связи, продавцы всего, что только можно продать, с дипломами педагогов, медиков, социологов. Лично у меня такое положение дел вызывало искреннее недоумение. И для себя тогда четко решила: с учительским красным дипломом – только в школу. Иначе зачем тогда было целых три года грызть гранит педагогической науки? Хотя, будем говорить честно, профессия педагога среди молодежи в начале 2000-х была не самой популярной, да и зарплата, мягко говоря, оставляла желать лучшего.
С тех пор прошло уже без малого два десятка лет. И отрадно видеть, что подход к подготовке кадров в нашей стране, кто бы что ни говорил, изменился в лучшую сторону. Уже стало очевидным, что диплом «для галочки» равноценен его отсутствию, что современному работодателю необходимы готовые специалисты с совершенно конкретным набором компетенций и осознанно выбравшие то или иное направление. Правило «устраиваясь на работу, забудь то, чему тебя учили в вузе» больше не актуально. И, наконец, самое главное – нынешние школьники еще в средних классах имеют возможность сориентироваться в мире профессий, узнать, как стать востребованным специалистом, понять, к чему лежит душа. Для этого создаются все новые и новые ресурсы.
Открывшийся два года назад рязанский детский технопарк «Дружба» фактически дает возможность подросткам попробовать себя в инженерных профессиях. Обучение в кванториуме построено таким образом, что если у воспитанника все получается, то он проходит на более высокий уровень, принимает участие в проектах, создает конкретный технический продукт. Познакомить школьников с азами журналисткой профессии призвана новая региональная программа профориентации молодежи «МедиаКВН», которая стартовала с началом нынешнего учебного года. Старшеклассники станут участниками мастер-классов и тренингов, побывают в редакциях рязанских СМИ, попробуют себя в написании журналистских текстов. Хочется верить, что среди них найдутся те, кто примут осознанное решение связать свою жизнь с медиа и уже через несколько лет станут нашими коллегами.
Еще один немаловажный позитивный момент. В последнее время рушатся негативные стереотипы относительно рабочих профессий. Подтверждений этому сколь угодно много. Недавно выпускник Рязанского политехнического колледжа, специалист по столярному делу Андрей Потапов стал призером мирового чемпионата по профмастерству WorldSkills. И теперь этот парень – настоящий пример для нынешних школьников, как можно стать успешным, если у тебя золотые руки. Это же относится и к двум рязанским сантехникам, которые два года назад взяли кубок победителей на профессиональном чемпионате в Челябинске. После этого в Рязани они стали довольно популярными личностями, их бизнес пошел в гору, а один из сантехников даже снялся в телевизионной рекламе средства для прочистки труб известной марки.
…Сегодня универсальный рецепт правильного профессионального выбора мне видится в том, чтобы сориентировать подрастающее поколение не просто на хорошую, перспективную работу в будущем, но и на дело всей жизни, то, к чему есть сильная тяга и стремление, что, что увлекает и захватывает уже сегодня. Задача же нас, взрослых, помочь подросткам разобраться в себе; дать попробовать себя в разных сферах; ничего не навязывая, показать, где можно реализовать себя по максимуму. Чтобы впоследствии работа была не бременем, а профессией мечты, которой хочется отдавать время и силы. Все возможности для этого сегодня есть.













Купить электронную копию газеты