Элементарные ошибки, которые лучше не совершать


23

За все нужно платить. Но вот получишь ли ты за это то, что хочется, – большой вопрос

Очень часто кровные из кошелка уплывают безвозвратно. Виной тому мошенники, неправильно оформленные документы и прочие мелочи жизни, из которых складываются крупные финансовые потери. Как же сделать так, чтобы было если и не наоборот, то по-честному? Для этого важно знать закон. Бывает, что вовремя была не подписана какая-то мелкая бумажка, которая внезапно оказалась важной, и вот уже вам грозят ничего не дать и деньги не возвращать, но даже из такой ситуации есть выход. Гражданский и Уголовный кодексы просто не допускают потери денег гражданами «за просто так». Но мало кто пользуется своими правами, о которых мы сейчас расскажем.

Строители-призраки

Самой большой финансовой тратой любой семьи является строительство дома. И мошенники это знают. С одной стороны, сейчас в стране бум индивидуального строительства. Все, кто может себе позволить, стараются отселиться в пригороды, в частные дома, которые либо возводятся с нуля, либо перестраиваются из уже готовых деревенских домиков прежних эпох. Все это требует услуг подрядчиков и строительных бригад. Но вот как распознать, кто из них честный, а кто не очень. Вот конкретный пример: рязанец решил построить себе небольшой коттедж. Разумеется, он не хотел иметь дело с малознакомыми застройщиками и искал тех, кто ему поможет, среди своих. И нашел человека, которого рекомендовали с хорошей стороны, и который взялся выполнить заказ. Перед тем, как ударить по рукам, они много раз встречались и чуть ли не подружились семьями. Казалось-бы, вот удача! Но вот только подрядчик попросил перевести оплату за работы не на свой счет, а на карточку одной своей знакомой, сославшись на то, что у него проблемы с банком (а у кого их сейчас нет, счета действительно могут заблокировать без суда, если банку что-то покажется подозрительным). Перевод состоялся, а строительство не состоялось. Когда же хозяин особняка, которого нет, и денег, которые он сам отдал непонятно кому, предъявил претензии, оказалось, что бывший друг в бегах, а подруга его ни о каких деньгах не знает. Во избежание стресса заказчику просто посоветовали забыть об этой неприятной ситуации. Но не тут-то было, поскольку он решил побороться за себя.
– В той ситуации потерянная сумма составила 2 миллиона руб­лей. При таком раскладе сразу следует обращаться в правоохранительные органы, чтобы задействовать статью 159 Уголовного кодекса РФ – «Мошенничество». Даже если никакие документы не сохранились или не были подписаны, то банковские проводки записываются. Если перевели деньги, не важно кому и за что, и ничего в итоге не получили, то это повод для возбуждения уголовного дела, – объясняет председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Но это еще не все. Гражданский кодекс тоже необходимо задействовать. Есть статья 395 Гражданского кодекса, которая говорит, что за незаконное удержание денежных средств вы вправе требовать проценты по ним, а не только возврата денег. В результате того случая полиция по номерам банковских карт и телефонным номерам, по которым шли переговоры с обманутым рязанцем, вычислила преступников, деньги удалось вернуть, да не просто так, а с процентами.

Организация пристального наблюдения

Чтобы изначально не попадать впросак и не бороться за свои деньги, проще все сделать цивилизованно, то есть по инструкции. В соответствии со статьей 33 Закона о защите прав потребителей, как обязательное приложение к договору на оказание услуг по строительным, монтажным и ремонтным работам должна быть составлена подробная смета. Отсутствие сметы лишает возможности контролировать, как производится строительство. И в этом моменте можно «доиграться». Ведь часто устранение недостатков строительства возможно только после полного демонтажа всего, что построено. А дальше начинается возврат затраченного и возмещение убытков. Есть пример, когда в одном из районов области затеяли безобидную вещь – строительство бани. По проекту, бревна для нее должны были быть со специальной пропиткой против плесени и гнили, а саморезы и другой металлический крепеж – исключительно из латуни и сплавов титана. Но, увы, когда баня была готова, клиент увидел избушку, поросшую молодым мхом снаружи и плесенью изнутри, а саморезы, на которых все держалось, изначально были черными, а спустя месяц стали рыжими и насквозь ржавыми. Пришлось постройку разбирать. Еще хуже, когда происходит строительство капитального дома с фундаментом неглубокого залегания, когда приходится постройку либо рушить и перестраивать, либо готовый дом разрушится сам спустя год. Если бы была смета, то уже на этапе сборки недобросовестным строителям, закупившим не то, что надо, ударили бы по рукам.


Чтобы изначально не попадать впросак и не бороться за свои деньги, проще все сделать цивилизованно, то есть по инструкции


ТСЖ – товарищи скапливают «жирок»

Рязанская пенсионерка получила счет на более чем 70 000 рублей по якобы задолженности за оплату отопления. В пожилом возрасте бороться за права сложнее, но тоже можно. Заправившись как следует настойкой валерьянки, она пошла к юристам за правдой. Спасло положение то, что по старой, еще советской, привычке женщина хранила вообще все квитанции по оплате услуг ЖКХ за последние лет десять. Исходя из этой толстой подшивки, удалось доказать непричастность старушки к тем долгам, которые ей вменяли. Думаете это конец истории? Нет. Обслуживающая организация не должна была так легко отделаться. Нервы пенсионерка потратила, а взамен только сдержанные извинения? Как бы не так! И в суд был подан иск о возмещении только морального вреда за нравственные страдания в денежном выражении за весь эпизод с псевдодолгами. И суд был выигран.
Вообще, в последнее время участились случаи мошеннических действий со стороны административного аппарата многих товариществ собственников жилья. Казалось бы, при такой форме управления многоквартирным домом контроль за обслуживающим персоналом должен быть хорошим, но вот не так это. Сотрудники ТСЖ регулярно повышают сумму отчислений «За содержание административного аппарата» – то есть самих себя. Прием жильцов по разным вопросам ведется два часа в неделю. Директора ТСЖ, их замы и бухгалтерия «сидят» на дорогих тарифах мобильной связи с Интернетом, ездят по своей надобности на бензине, оплаченном жильцами, ни за что не отчитываясь. А когда заходит вопрос о повышении платы за содержание дома в связи с процессом инфляции, то плата повышается явно на большие показатели, и все делается «под шумок». Конечно, не все ТСЖ грешат такими вещами, но многие. Чтобы не допустить подобного рода вольностей, жильцам следует проявлять сознательность, устраивать собрания как можно чаще, а также регламентировать работу ТСЖ как можно большим количеством обязательств, зафиксированных письменно в договоре. Диктовать собственникам квартир свою волю, определять правила жизни дома, а также выступать в качестве экспертов с последним словом сотрудники ТСЖ не имеют права, а вот их работу жильцы должны рассматривать внимательно. Таковы права потребителей услуг, которыми просто необходимо пользоваться для создания атмосферы всеобщего порядка.

Рисунок Павла Соловцова