№45 (6050) от 24 июня 2022

За благополучие жителей областного центра, которые отважились выйти из дома, вроде бы отвечают, но кто и как? В каждом случае нужно выяснять самостоятельно, но есть общий принцип, как получить компенсацию, если вам причинила ущерб городская среда.

Чтобы остановка не стала последней в жизни

Не только в глухом лесу, но и в центре большого оживленного города можно пострадать от упавшей ветки, попасть впросак из-за слишком густой листвы или же подвернуть ногу, наступив в лужу с недостаточно ровным дном. Как ни странно это прозвучит, но от всех этих напастей если не защитит, то поможет получить компенсацию закон из сферы гражданского правоприменения.
Даже если вы еще не вошли в маршрутку или иной общественный транспорт, а просто ожидаете на остановке, то вы уже являетесь потребителем транспортных услуг. На вас уже распространяется действие закона «О защите прав потребителей», который был принят в далеком 1992 году. И все это время, 30 лет, закон работает, защищает людей, но только тех, кто о нем знает, а таких пока, к сожалению, меньшинство.
И вот человек, терпеливо ждущий свой четырехколесный борт, оступается на неровном покрытии остановки и падает в лужу. Что же здесь произошло? Банальная неловкость или грубое попрание человеческого достоинства муниципальной властью? На самом деле, как раз таки второе. Остановки в черте города, как правило, находятся в зоне ответственности администрации муниципального образования и обязаны соответствовать всем нормам ГОСТа, который один и не предполагает сильных отклонений от стандарта нормально выглядящего остановочного павильона, за который не стыдно. Но на практике такие требования редко соблюдаются. Особенно показательны остановочные пункты на ул. Западной в Рязани, где все не только не убрано, а сама остановка не в состоянии защитить ожидающих от ветра, солнца, снега и дождя, но вдобавок ко всему прямо из тротуара там торчат металлические штыри, на которые очень легко напороться в сумерках. Если будущий пассажир и потребитель услуг остановки получил на ней травму или повредил свое имущество, то сразу же следует обратиться в полицию, чтобы составили протокол о происшествии. В документе нужно описать все, что произошло, а также место и время, когда все случилось. Желательно записать в протоколе данные свидетелей. Это самая ценная бумага. Далее следует подать официальный запрос в мэрию, чтобы разъяснить, кто отвечает за состояние остановки и в каком объеме. Затем подается письменная досудебная претензия на имя руководителя ответственной организации с требованием возместить материальный, моральный ущерб, а также затраты на лечение, подтвержденные медицинскими документами и чеками. А если в ответ будет тишина или отписка, то смело можно подавать в суд. Государственная пошлина в этом случае не оплачивается. При цене иска до 100 тыс. рублей дело рассматривают мировые судьи, а все что больше – касается уже компетенции районных судов.
«За халатность при ужасном, фактически отсутствующем обслуживании остановки организация теоретически может избежать ответственности, но только если в деле установят злой умысел самого пострадавшего и/или форс-мажорные обстоятельства. Но понятно, что на практике такого почти никогда не может быть, – говорит председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Как правило, люди попадают в глубокие лужи при выходе из транспорта, потому что редко какая остановка приподнята над дорогой на высоту не менее 20 сантиметров, что предполагается стандартами. Транспорт также не всегда может подъехать вплотную к тротуару из-за больших ям. Фиксируются множественные случаи, когда страдали не только одежда, обувь и нервы, но и пассажиры получали травмы разной тяжести, в том числе и переломы».

По центру больших дорог бывают острова, но не у нас

Если ширина проезжей части значительная, к примеру, как на Московском шоссе, где она может превышать 40 метров, то на пешеходном переходе просто необходимо предусмотреть «островки безопасности». Это прямоугольные площадки, приподнятые над дорогой и покрашенные в косую полоску. Ни один автомобиль, даже с мигалками, принадлежащий экстренным службам, не имеет права заезжать в эту зону. «Островок» предназначен для пешеходов, которые не успевают перейти дорогу в один прием. Если машины уже поехали, а людей такая ситуация застала посреди дороги, то они могут достаточно долго пережидать транспортный поток, пока переход снова не станет свободным и безопасным, чтобы перейти к противоположному тротуару. Но много ли таких мест в Рязани? Их практически нет. Даже разметка «зебр» на небольших улицах с двухполосным движением оставляет желать лучшего. А за своевременное нанесение разметки отвечает городское дорожное ведомство, которое тем самым оказывает услуги автомобилистам и пешеходам, то есть попадает под Закон «О защите прав потребителей». Добиться, чтобы все было сделано по государственному стандарту, – дело активной общественности. Без этого дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.

Светофор в засаде

Такое тоже случается, и не просто где-то на экзотической окраине, а в самом центре Рязани – на перекрестке улиц Свободы и Астраханской. Здесь раскидистое дерево вырастило себе ветки в те стороны, в которые только ему одному надо, а людям-то не очень. В результате оказался закрыт блок светофора. Впору вспомнить оперативно-тактический термин из эпохи чеченских войн про то, что «зеленка пошла», и в ней удобно производить засады. В такой вот «засаде» оказался трехцветный «друг водителей», указания которого они теперь видят с большим трудом, а то и вовсе не замечают. В случае ДТП в этом месте опытный адвокат сможет доказать невиновность всех его участников и возложить ответственность именно на дирекцию благоустройства города, которая обязана отслеживать такие случаи и вовремя опиливать деревья вдоль дорог. То же самое относится к знакам. А этих случаев гораздо больше. Вполне может быть, что до половины указателей дорожного движения скрыты сейчас листвой и либо вообще не видны, либо незаметны с того расстояния, который регламентируется государственными стандартами. И здесь снова спрос с городских властей.

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова