№55 (6060) от 29 июля 2022

Как закон защищает наши права в этой сфере?

Без нее «ни туды и ни сюды», а потому доступ к воде – один из самых серьезных приоритетов в вопросе потребления. Если краны и счетчики на воздух еще пока, к счастью, не придумали, то снабжение водой зарегулировано законодательством и тарифной системой до предела. Переплетение прав и обязательств в этом вопросе зачастую сложнее, чем схема подземных труб Рязани, над которой долго приходится размышлять инженерам при ремонте. Сейчас, в летний период, такая картина не редкость – несколько работников «Водоканала» или РМПТС, в недоумении застывшие над картой-схемой возле открытого колодца. Тем не менее в летний период самый пик ремонтов магистральных сетей. Если уж где-то и начали копать, то скоро рядом с ямой появятся последствия таких археологических раскопок. Это и настолько старые вентили, что возникают ассоциации с античностью, и ржавые трубы, и полуразрушенный бетон колодезных шахт. Что-то из этого подземного хозяйства заменяется полностью, а что-то остается в том же виде, только проходит ревизию, мелкий ремонт и очередное продление срока службы. Потом такая практика превращается в проблемы и с горячей, и с холодной водой. И если ее натуральный цвет, точнее само наличие окраски струи из-под крана, позволяет быстро понять причину, то существует еще много скрытых сюрпризов системы водоснабжения, водоотведения, а также отопления, о которых никто кроме специалистов даже и не слышал, а посвященные молчат, дабы население вдруг не узнало всего, что знают они. Тем не менее закон касается и этой сферы, то есть употребления воды гражданами.

Для внутреннего употребления

Использовать методы защиты интересов тех, кто живет не «на сухую», можно достаточно эффективно. Начинать нужно с проверки того, как организована система проверки качества воды. Существуют соответствующие программы контроля, которые утверждает управление Роспотребнадзора по региону. По этим программам требуется делать не менее двух проб качества водопроводной воды в многоквартирных домах каждый месяц. Исполнителями этой задачи должны быть как управляющие компании, так и товарищества собственников жилья. Если такая работа не ведется, то государство предусмотрело штрафы для упорно саботирующих борьбу за чистоту воды. За отсутствие самой программы контроля качества воды по конкретным адресам на физических лиц, то есть председателя ТСЖ или директора управляющей компании, может быть наложен штраф от 500 до 1000 рублей, а юридические лица получат штраф от 10 до 20 тысяч руб. По словам юристов, которые занимаются коммунальной сферой, наиболее часто жалобы на качество воды фиксируются в Октябрьском районе Рязани в целом, в Кальном, Дашково-Песочне, в поселках многоквартирных домов на землях Дядьковского сельского поселения. Совсем недавно жители ул. Комбайновой после непродолжительного отключения наблюдали, как около 40 часов из их кранов шла коричневая вода.
– Лично нам неизвестно, чтобы в каких-либо многоквартирных домах областного центра были приняты программы контроля качества воды, – говорит председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Из практики Верховного суда следует, что многие управляющие компании, когда их пытались заставить контролировать воду, как положено, начинали подавать не просто отписки, но даже встречные материалы, утверждая принципиальную невозможность исследовать воду. Они утверждали, что у них нет приборов, лабораторного оборудования и прочего. Но по информации специалистов Роспотребнадзора, в России есть соответствующие организации, которые могут предоставить в аренду и приборы, и необходимую посуду, и квалифицированных специалистов, которые смогут отбирать пробы, а также исследовать, соответствует ли вода требованием ГОСТа или нет. А программы эти принимать нужно, чтобы вода была чистая.
Конечно, в одиночку владельцу одной квартиры в большом доме вряд ли удастся запустить этот процесс. Здесь нужен коллективный подход, который возвращает нас к старому и не вполне пока решенному вопросу сплоченности обитателей многоквартирных домов. Здесь очень важна гражданская позиция и твердое намерение навести порядок в собственном жилье. Помогут в этом общественные объединения, ТОСы и даже просто чаты жильцов в социальных сетях. Также требуется умение собирать и самим приходить на сходы жильцов дома или конкретного подъезда. Только тогда удастся сдвинуть с мертвой точки вопрос доступности качественной воды в каждом доме.

А что снаружи?

Система отопления должна находиться в прицеле внимания владельцев квартир круглый год, но в особенности летом, когда наступает пора активных ремонтов. Мало кто знает, кому и как должно приводить в порядок стояки, батареи, бойлеры и прочее коммунальное имущество, на котором, в отличие от старых советских времен, появились границы, определенные законом. Это делалось для того, чтобы повысить ответственность собственников квартир. На деле мало кто знает, где те самые границы ответственности проходят. А управляющие компании и руководство ТСЖ всячески пытаются эту границу подвинуть в том направлении, которое им выгодно. В результате возникают ситуации, когда люди вынуждены за свой счет менять стояки, вентили и прочее хозяйство, хотя оно является общедомовым. Закон и правила эксплуатации многоквартирного дома, которые мало кто читал, достаточно точно прописывают, где заканчивается зона ответственности владельца квартиры и начинается пространство, за порядок в котором отвечают исключительно коммунальщики. Самое главное, что нужно знать: общедомовым имуществом являются все вертикальные трубы, которые проходят по дому, в том числе через квартиры. Все стояки обязан содержать в порядке и ремонтировать управдом. То же самое касается труб ответвления от стояков до первого вентиля. И этот самый первый вентиль тоже обязаны содержать в порядке коммунальщики. А вот за трубы, которые идут по квартире дальше, в том числе и за батареи, которые на них установлены, за смесители и другое оборудование уже отвечают собственники квартир. Но если вентилей нет вообще, то все трубы, и все оборудование, из которого льется вода, места, куда она льется, все радиаторы отопления, по юридическому волшебству превращаются в общедомовое имущество, за которое ни один жилец квартиры не отвечает. Этим знанием нужно пользоваться, особенно в тех случаях, когда из-за прорыва возникли тяжелые последствия (залитие соседей, повреждение имущества и даже конструкций самого дома). В летний период все общедомовое имущество, и водные коммуникации в первую очередь, должны быть подвергнуты тщательной ревизии, цель которой – выявить и устранить любые факторы аварийности в последующий зимний период. Ключевым фактором является исправность именно вентилей, при помощи которых перекрывается вода, если произошла нештатная ситуация. Стоимость всех этих работ включена в те самые счета, которые приходится оплачивать каждый месяц. Но много ли раз в вашей квартире появлялись слесари с намерением проверить ваши трубы, стояки и вентили? Задумайтесь над этим и напомните своим домоуправам об их принципиальной обязанности, которая прописана в законе. Часто обходы проводятся, но только формальные, когда жильцов просто опрашивают, не жалуются ли они на свое персональное квартирное переплетение труб, после чего просят расписаться в листе обхода. Соглашаться на такой сценарий ни в коем случае нельзя, это может плохо закончиться. Если старый вентиль закис, прикипел и его никто вовремя не осмотрел, то в ответственный момент он не даст перекрыть трубу с порывом, подтекающий смеситель или треснувший радиатор. И тогда ответственность понесут невиновные, а доказать вину ЖЭУ или ТСЖ на фоне истории с протечкой станет крайне непросто. Тому много примеров аварий по городу в зимний период, когда их можно было бы избежать, окажись вентиль в рабочем состоянии. Конечно, в Рязани есть образцовые управляющие компании и товарищества собственников, которые следят за всем общедомовым имуществом и своевременно его ремонтируют. Но есть мнение, что причина такой расторопности в том, что за ними самими пристально наблюдают юридически подкованные собственники квартир. Они не дают своим управдомам расслабляться и знают, когда и какие работы должны проводиться. Это хороший пример гражданской сознательности и активности, а также интереса к своим правам, которые защищены, но только тогда, когда ими грамотно пользуются.

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова