Комфорт «железного коня»


1831

Где оставить свой автомобиль так, чтобы потом не пришлось его ремонтировать или даже искать? А ведь в некоторых случаях вообще приходится покупать новый, потому что от старого ничего не остается. Не все могут себе позволить оставить авто в собственном палисаднике и уж тем более – в гараже. Гораздо больше тех, у кого есть машино-место, представленное только синим небом над головой и нравственным законом где-то внутри хозяина автомобиля, но не тех, кто всегда готов поцарапать и помять припаркованного «коня». Но почти каждый раз, когда авто подвергается риску, можно задействовать закон о защите прав потребителей.

Автомобили по талонам

Царапины, вмятины, отвинченные колеса, слитый бензин, разбитые фары и многое другое давно является проблемой… охраняемых автостоянок. Дело в том, что в понимании бизнесменов, которым повезло заасфальтировать гектар в городе или на окраине, обнести все это пространство сеткой-рабицей и поставить освещение, шлагбаум и будку, где сидит оператор шлагбаума, – все это является образцовой охраняемой стоянкой. За парковку автомобилей на ней исправно взимается цена, но вот про охрану речи не идет. Как только наступает момент ответственности (он же – истины), выясняется, что стоянка-то просто платная. На ней за вознаграждение сдается в аренду асфальт. И все. И ничего не докажете. И покажите ваши документы. И вахтер не в состоянии видеть, что там творится на другом конце поля. Аргументы многочисленны. Но все они разбиваются о простые правила предоставления услуг автостоянок, утвержденные Правительством РФ и обязательные к выполнению всеми официально зарегистрированными, и тем более платными, автостоянками. Услуги должны быть оказаны с учетом санитарных и противопожарных требований. Ответственность за сохранность авто несет именно автостоянка. И не важно – ИП это или ООО. При постановке машины на стоянку необходимо заключить письменный договор на оказание платных услуг, в котором должны быть указаны цена автомобиля и его комплектность.
Разумеется, надо взять парковочный талон, где прописаны все данные фирмы и сумма оплаты. В Рязани были примеры того, как лихачи под действием психоактивных веществ устраивали кольцевые гонки прямо на стоянках и задевали сразу несколько автомобилей.

Суды по правде

Есть истории про то, как сами сотрудники автостоянок, получив доступ внутрь автомобилей, брали их покататься, да еще в нетрезвом виде. Почти во всех случаях владельцы стоянок отказывались улаживать спор в досудебном порядке. Владельцы покореженных авто через десять дней после предъявления претензий обращались в суд и всегда выигрывали дела, поскольку ситуация очень проста, а закон очень ясно комментирует все возможные ситуации. Поскольку в таких случаях действует закон о защите прав потребителей, то судебная пошлина не уплачивается. Если размер ущерба не превышает 50 000 рублей, то за защитой прав следует обращаться в мировой суд по месту вашего жительства. Кроме убытков, следует требовать компенсации морального вреда, а также штраф, который платит ответчик за отказ от решения вопроса в досудебном порядке, который перечисляется истцу. Если ущерб составляет более
50 000 рублей, то делом занимается районный суд.

Продуктовые тележки атакуют

На стоянках супермаркетов самой главной угрозой давно являются не «чайники» в момент выезда, а магазинные тележки, которые могут, при помощи ветра, набрать неплохую скорость и врезаться в автомобиль. Покупатели оставляют такие тележки где попало. Далеко не все парковки оборудованы системами самосбора тележек, которые включают в себя зажимной механизм для десятирублевой монеты, удерживающие цепочки и повод для покупателей самостоятельно отгонять тележки на сборный пункт. В остальных случаях за брошенные тележки отвечают сотрудники супермаркетов, которые не слишком расторопны. В результате уже есть статистика по выигранным делам, когда автовладельцы получали компенсацию от магазина за разбитые пластмассовые бамперы и помятые борта от действий никем не пилотируемых тележек.
Что бы ни говорили представители менеджмента, именно торговая сеть отвечает за безопасность на парковках, видеонаблюдение и освещение. Если повреждение автомобиля произошло по вине магазина, суд всегда встанет на сторону авто­владельца.


Сезон перерасчета за отопление наступил

Рязанская единая ассоциация защиты прав потребителей «Человек» напоминает, что счета за отопление, которые присылают жителям многоквартирных домов в течение всего холодного времени года, являются условными, то есть заведомо неправильными.
Горячую воду для батарей теплоцентраль продает управляющим компаниям или ТСЖ, исходя из стоимости гигакалорий и размера поставленного тепла как такового. А с жителей берут плату за отопление квадратных метров площади квартир. Поскольку уличная температура осенью, зимой и весной разная, то и количество поставленного тепла по месяцам неодинаково. В конце отопительного периода, по закону, управляющая организация обязана сделать перерасчет, выяснить, сколько переплатили хозяева квартир за отопление, и вернуть сумму переплат. Если этого не происходит, необходимо обращаться в суд. Аргументы относительно того, что размер платы устанавливает «Региональная энергетическая комиссия», не принимаются, потому что речь идет не о тепловой энергии, а о площади отопления. Для разбирательства надо поднять договоры между обслуживающей организацией и РМПТС за предоставление услуг отопления помесячно и платежки за 36 месяцев (срок исковой давности). Требуется уточнить, какая система отопления в доме: замкнутая или открытая. Сопоставить это с формулой расчетов из приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг. Далее легко вычислить переплату и требовать компенсации. Сначала в досудебном, а затем, как правило, в судебном порядке.


Муниципальное пространство

Платные парковки вдоль улиц Рязани уже давно вызывают неоднозначную реакцию у жителей города: от одобрения пешеходами до противоположной реакции автовладельцев, которые явно не в восторге от новой практики. Кое-где знаки платной парковки уже отсутствуют по причине вандализма, а парковочное пространство действует. Вешать новые знаки не спешат. Это же совсем не то же самое, что собирать деньги. Терминалы оплаты, судя по всему, нарушают статью 16.1 закона о защите прав потребителей, которая требует, чтобы любые платные услуги оказывались с учетом возможности расплатиться любым из законных способов, в том числе и наличными, но хождение билетов Банка России в историческом центре города частично ограничено. Оплатить парковку непосредственно на месте можно только электронной картой или СМС. А где нарушение, там и повод судиться. Что касается повреждений, которые получает автомобиль на муниципальной уличной парковке, то сумма законов гласит, что в таком случае компенсировать ущерб должен непосредственный его виновник, которым может оказаться кто угодно.

Рисунок Павла Соловцова