Кому Дед Мороз, а кому и Крампус


19

Именно так называют персонажа, который в стародавние времена был антагонистом новогоднего деда. Крампус не дарил подарки послушным детям, как его гуманный коллега, а приходил к непослушным отпрыскам и уносил их в мешке в неизвестном направлении. Проделки Крампуса отмечены и в наши дни, только страдают от них не только дети, но и взрослые, причем самым неожиданным образом. Плохо ведут себя одни, а достается другим. Называется это «праздничными рисками», когда обостряется многое, в том числе и наглость недобросовестных поставщиков услуг.

Кипятковые фонтаны в интерьере оптом

Зимняя декада общенационального отпуска под названием «новогодние праздники» вскрывает много проблем, которые и так существуют, но в это время становятся особо заметными, а бывает, и перерастают в драму.
В частности, длинные праздники могут печально закончиться для тех, у кого в доме есть система парового отопления, водопровод и канализация (то есть практически для каждого из нас). А если живете в коллективном «муравейнике», то риск увеличивается. Вот какой случай произошел в Рязани пару лет назад. Семья отмечала Новый год. С двенадцатым ударом курантов, как по волшебству, вылетает торцевая пробка от батареи, и кипяток под давлением в 10 атмосфер ударяет в елку, на которой висит и работает гирлянда под напряжением 220 вольт. Чтобы заткнуть пробоину, с подушкой наперевес в облако пара бросается дедушка и получает не только ожоги, но еще и солидный удар током в дополнение. То же самое достается на долю тех, кто бросился его спасать. Как вы думаете, слесарь пришел на экстренный вызов? Правильно, нет. На 4 дня дом просто отключили от отопления. Затем управляющая компания пыталась представить дело таким образом, что отважный дедушка сам виноват, якобы он специально открутил торцевую гайку. И только металловедческая экспертиза, проведенная московской лабораторией, доказала, что к батарее вообще лет тридцать никто не прикасался. Только после этого удалось выиграть суд.
В последнее время участились случаи, когда представители ТСЖ или управляющих компаний, прибывая на место квартирных аварий, стали составлять акты о залитии без указания виновника происшествия. Но найти управу на недобросовестных коммунальщиков можно и нужно. И на стороне жителей в таких ситуациях не только закон «О защите прав потребителей» но и Правила эксплуатации многоквартирных домов, утвержденные федеральной властью.
– Документы, подтверждающие аварию труб, залитие, могут составить сами жильцы. Такую возможность дают им правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением № 354 Правительства РФ, – говорит руководитель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей Олег Попов. – Акт о залитии должен быть составлен специалистами управляющей организации по запросу в течение 12 часов. Если этого не происходит, составляйте его сами и не бойтесь. В нашей практике был рекорд, когда пострадавший ходил за документом три месяца и получил его на руки только после вмешательства Госжилинспекции и управления Роспотребнадзора, чьи инспекторы подтвердили признаки залития. Доводить до такого, конечно, не нужно, особенно в новогодние праздники.
В акте залития надо указать весь ущерб, в том числе сопутствующий. Например, если вода повредила электропроводку, отключился холодильник и испор­тились продукты. Также, возможно, придется обращаться за независимой экспертизой, поскольку управляющие организации нередко присылают оценщиков очень специфического пошиба. Они могут заявить, что вздувшийся ламинат можно уложить заново, хотя это не так. Дорогие обои объявляются дешевыми. Перекосы пола измеряются миниатюрным уровнем-брелоком вместо двухметрового инструмента по ГОСТу. Все это делается для ухода от ответственности и занижения оценки ущерба. В итоге все сводится к паре тысяч рублей за залитую квартиру.
Независимый лицензированный эксперт учтет все необходимое, прямой и косвенный ущерб, и его заключение будет принято судом. Надо помнить, что в стоимость оплаты за общедомовое имущество входит исследование батарей и прочистка всей системы бригадами водопроводчиков. Сами батареи также являются этим самым имуществом, если на трубах, которыми они соединяются со стояком, нет двух запорных вентилей.
Попытку ТСЖ или ЖЭУ прислать одного «специалиста» раз в год, который с порога интересуется, есть ли у жильцов претензии к батареям, а если нет, то предложит подписать какую-то бумажку, нужно сразу пресекать и заставлять проводить полную диагностику парового отопления.

Если платим мы, то платят и нам

Сбор средств по графе «Содержание жилья» в регионах обычно составляет весьма солидную сумму. Из них хорошо если десятая часть расходуется строго на конкретные работы в текущем году. ТСЖ и обслуживающие организации вообще называют свои траты «закрытой информацией» и не предоставляют жильцам выписки из своей бухгалтерии. Такие вещи надо пресекать и обращаться не только в суд, но и сигнализировать в прокуратуру. Ведь сокрытие информации прямо намекает на нарушение финансовой дисциплины. Или, проще говоря, мошенничество. По суду, с использованием закона «О защите прав потребителей», можно не только получить полную компенсацию: нарушитель заплатит штраф за неудовлетворение законных требований потребителя в досудебном порядке в размере 50% сверх всех начисленных судом сумм. Это, в соответствии с последней редакцией закона, делается в обязательном порядке.

Электротоварный гипноз

Накануне Нового года и в праздники активизируются мошенники, которые работают через яркие презентации чудо-товаров. Недавно всплыла история про электромассажные накидки. Некая фирма сняла помещение, обставила все очень красиво и под громкую музыку. Продавцы нацелились на основной тип жертв – пенсионеров. Они приходили в зал, их усаживали в удобные кресла, давали проверить электромассажное одеяло на себе, а затем многие, не осознавая, наподписывали договоры на кабальные условия по покупке одеял стоимостью 130 000 рублей. В нагрузку к этому прилагались пылесос на 70 000 рублей и подушка за 30 000. По кредиту добавлялись 20% годовых. По договору часть товаров вернуть было нельзя. В частности, подушки. Казалось бы, что тут сделаешь? Но закон защищает потребителей даже в такой ситуации. При внимательном рассмотрении выяснилось, что в прилагаемых к втюханным товарам документах не была четко указана информация о том, где произведены все эти товары. А это дает право требовать растор­жения договора уже не по частному желанию клиента, а по требованию законодательства. Эти нормы прописаны в статьях 12 и 18 закона «О защите прав потребителей». Деньги должны возвращать в течение 10 дней. Это установлено статьей 22 того же закона. А статья 17 закона позволяет обращаться в суд по месту жительства. Саму недобросовестную организацию можно найти по печатям и чекам, где указан ИНН, в реестре налоговой службы. Все это следует указывать в иске. Суд встает на вашу защиту, а возврат денег уже будут осуществлять приставы по исполнительному листу.
То же касается мошеннических действий фирм, которые предлагают приобретение недвижимости за рубежом, неведомые витаминные комплексы, добавки. От всего этого вообще лучше держаться подальше. Если вам кто-то дозвонится с такой рекламой, есть повод задуматься, откуда у них ваш номер телефона. Еще тревожнее, если в трубку сразу называют ваше имя. Защитить персональные данные в наше время сложно, но ответственности за их использование в рекламных и иных целях никто не отменял. Будьте бдительны и помните о возможности защититься законно не только в праздники.

Рисунки Павла Соловцова