В том числе законодательство и права потребителя
Граждане страны обладают не только теми правами, что дарованы Конституцией, но и теми, которые возникают в юридическом поле различных законов, в том числе на бытовом уровне. Меняется законодательство, меняются и права потребителя, о которых нужно знать, а в идеале – постоянно мониторить этот динамичный процесс. О том, какие новые возможности применения закона серьезно расширяют возможность сэкономить, а также получить доступ к качественным товарам и услугам, – в нашем материале.
Большая антенна не нужна
С 11 февраля Рязанская область перешла на цифровой сигнал телевидения. Это значит, что передачи теперь можно смотреть в очень хорошем качестве, практически полностью исчезли помехи. Новый уровень телевидения предполагает и новые технологии. Долгое время народ пугали слухами, что чуть ли не к каждому телеприемнику теперь нужна специальная «коробочка-дешифратор». На практике такие устройства понадобились только совсем старым, ламповым телевизорам. А новые уже имели все необходимые встроенные системы. Теперь возник вопрос у жителей многоквартирных домов о том, как отказаться от услуги антенного усилителя, который раньше многие использовали из-за неустойчивости аналогового сигнала. Такая графа осталась в коммунальных платежках. Причем управляющие компании настаивают на оплате, аргументируя это тем, что усилители являются общедомовым имуществом, так же, как и лампочки в подъезде.
В этой ситуации необходимо написать заявление в управляющую компанию или бухгалтерию ТСЖ, поскольку там формируются счета, которые затем передаются предприятию-посреднику, а именно в КВЦ.
Еще одна тема – кабельное телевидение, которое теперь будет бороться с цифровым и даже проигрывать ему. Пакет общедоступных телеканалов, который «разлетается» с верхушки телевышек, многих полностью устраивает, а на оплате кабельного ТВ хочется сэкономить. Большая часть тех, кто подключил «кабель», сделали это в свое время только из-за плохого сигнала «аналога», а платить приходилось по 6000 рублей в год. И это большинство часто не знает, как грамотно и быстро расторгнуть договор с кабельными сетями.
Здесь работает статья 32-я закона «О защите прав потребителей». Она поясняет, что любой потребитель в любой момент может отказаться от услуги, договор на получение которой он когда-то подписал. Для этого надо написать простое заявление в компанию кабельного телевидения. Платить в этом случае потребитель должен только за ту долю услуг в месяц отключения, которую он по факту получил. То есть, если отключение проводится в середине месяца, оплатить нужно только половину месячной стоимости тарифа. Если заявление подано в самом начале месяца, то можно вообще не платить. И никаких «штрафных санкций» или «пеней» за расторжение договора в одностороннем порядке быть не может. Все подобные угрозы противозаконны.
Борьба с «цифровым неравенством»
Тему телевизионных услуг неожиданно продолжает криминальная история вокруг самих антенн, укрепленных на крыше многоквартирных домов. Многие из них сейчас срезаются и сбрасываются на землю лицами без определенного места жительства. Делают они это из-за цветных металлов, которые содержатся в конструкциях. Усугубляет ситуацию и то, что к коллективным антеннам сейчас мало кто подключен из-за перехода на «цифру», которую проще и удобнее ловить на домашнюю антенну. Такая проблема возникла в домах напротив военного госпиталя в Рязани, жильцы которых пострадали не столько от воровства, но и от того, что часть подпиленных антенн не упала с крыш, а просто завалилась и повредила шифер. Теперь весь этот металлолом раскачивается на ветру и расшатывает кровлю. Бытует мнение, что от современного телевидения может «поехать крыша», но такое буквальное исполнение предположения наблюдается впервые.
На первый взгляд, подавать в суд вроде бы не на кого (поди поймай рязанских «карлсонов», которые живут на крыше). Но виновата все-таки управляющая компания, которая должна строго следить за тем, чтобы на чердачных люках были надежные замки. Да и поврежденные антенны обязаны демонтировать работники, нанятые за те деньги, которые жильцы выплачивают на содержание общедомового имущества.
Закон о садоводстве
Изменения в законодательстве породили и новые возможности для владельцев дачных участков, которые теперь поменяли свой статус на «садовые» и «огороднические». Нередко владельцы «соток» сталкиваются с достаточно свободным от морали обращением руководства с денежными средствами садово-огородных товариществ. Если речь идет о членстве в организации, то там применяются только нормы Гражданского кодекса или самого устава. Но если причиной разногласий стали работы или услуги, не соответствующие критериям качества и безопасности, тогда закон «О защите прав потребителей» начинает работать со свойственной ему определенностью.
– Существует постановление пленума Верховного суда от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», – рассказывает председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – И вот пример работы закона в прошлом году. В одном из садовых кооперативов на модернизацию трубопроводной сети, установку водокачки и цистерны с владельцев участков собрали крупную сумму денег. Кроме того, предполагалось установить опоры для линии освещения. Но деньги были использованы не по целевому назначению. И столбов нет, и другие работы не завершены. Председатель кооператива уклоняется от ответа на любые вопросы. В данном случае можно предъявить претензию садовому кооперативу, который просто обманул людей. Во-первых, нужно поднять все документы, которые есть на руках у людей. К сожалению, очень часто и в садовых, и в гаражных кооперативах на руки не выдают квитанцию строгой отчетности, а деньги исправно собирают. В таких ситуациях можно потерять деньги навсегда, а потому расписки с руководства о получении средств нужно всегда требовать. По квитанции на законных основаниях нужно потребовать подробного письменного отчета о расходовании денег. Делается это от имени потребителей, которые не получили «исполнение обязательств, взятых на себя управляющими лицами, в натуре». Следует потребовать возместить убытки, то есть вернуть сумму денег, указанную в квитанции.
Срок возврата денег потребителям услуг «по-хорошему» составляет 10 дней. Дальше начинается начисление неустойки в размере 3% от той суммы, которая передана в правление или бухгалтерию. Если даже это недобросовестных председателей не пугает, можно смело обращаться в суд с иском о попранных правах потребителя. Пошлина при этом не платится, а иск предъявляется по месту жительства владельцев участков, а не по месту нахождения кооператива. Кроме возмещения убытков, нужно требовать выплаты за моральный ущерб. А поскольку нарушается добровольное возмещение в досудебном порядке, суд обязан взыскать с ответчиков еще и штраф в размере 50% от всех ранее начисленных сумм в соответствии с пунктом 6 статьи 13 закона «О защите прав потребителей».
Кстати, с начала 2019 года все движения средств в садово-огородных товариществах должны осуществляться в электронном, то есть абсолютно прозрачном виде. Никаких «книжечек» и «тетрадочек», куда записывают, сколько сдано денег, теперь быть не должно. Это уже архаизм.
Рисунок Павла Соловцова