Накопившиеся дела


35

Почти полтора месяца вынужденной самоизоляции позади. За это время многое произошло, но также большое количество забот было отложено, и вот теперь начался период плавного выхода из карантина. Заработали суды, а это значит, что теперь можно активно защищать свои права, точно зная сроки, когда можно довести дела до логического завершения. Одновременно с этим выяснились и поводы воспользоваться отечественным законодательством, которое хорошо защищает права граждан, если их знать и регулярно перечитывать закон о защите прав потребителей, который имеет статьи и пункты практически на все сложные случаи жизни.

Конец отопления и начало тепла

Зима 2019–2020 годов запомнится не только тем, что в это время коронавирус захватил планету и бросил вызов сразу всем национальностям и расам, но и необыкновенно теплой погодой в северном полушарии планеты. Снега практически не было, как и отрицательных температур. Жители европейской части России, образно выражаясь, побывали в Париже, по крайней мере, ознакомились с тем, что такое «французская зима». А вот кипяток в батареи поставлялся исправно с самого начала отопительного периода и до полного его завершения, когда на ветвях уже начали распускаться листья. И касается это не только централизованного теплоснабжения, но и многоквартирных домов, подключенных к автономным теплопунктам и крышным котельным. Замерзнуть даже в апреле, который был похож на май, никому не дали. И вот теперь, разглядывая платежные требования от ТСЖ и управляющих компаний, жильцы домов задаются только одним вопросом: сколько все это стоило? Имеется в виду на самом деле. Ведь в графах отопления стоят привычные суммы, но отапливались дома не только газом, но и эффектом глобального потепления. Неужели и за него придется платить?
В период оттепели для того, чтобы подать в батареи воду стандартной температуры, требуется значительно меньше топлива, и коммунальщики это прекрасно знают. Никакая эксплуатирующая многоквартирный дом организация не пропускает этот момент, когда горячая вода, поставляемая в стояки отопления, становится ощутимо дешевле, и появляется законная возможность платить за нее меньше… когда речь идет об оптовых поставках. То же самое касается эксплуатации автономных котельных, правила которой просто требуют: при плюсовых температурах, то есть фактически всю осень, зиму и весну, прикручивать вентиль подачи метана на минимальные значения и тем самым добиваться экономии платы за поставку топлива даже не на проценты. А в разы. Но в платежках для физических лиц начисленные суммы за отопление далеко не всегда снижаются. А даже если это и так, то насколько пропорционально это делается? Вот и образуется очень интересная разница, которую так соблазнительно положить в карман. Этому соблазну поддается руководство многих ТСЖ и управляющих компаний, ведь население слабо осведомлено о своих правах и возможностях снизить квартплату. А это очень актуально в текущий период, когда самоизоляция серьезно ударила по кошелькам миллионов семей. Так как же быть? Нужно действовать не только эффективно, но еще и быстро, пока счета еще не оплачены, не набежали пени. Вот что по этому поводу говорят опытные правозащитники.
– Для начала надо обратиться с письменным заявлением в свою управляющую компанию или к руководству ТСЖ с требованием, абсолютно законным, пересчитать плату за отопление именно с учетом аномально теплого температурного режима погоды в прошедший отопительный период, – рассказывает председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – И не надо забывать, что и плату за горячую воду тоже следует пересматривать, поскольку на нее также технологически влияет погода за окном. В такой ситуации существует изначальная обязанность домоуправленцев пересчитывать плату в квитанции для жильцов по отоплению и горячей воде. Обязанность прописана в приложении № 2 к Правилам эксплуатации многоквартирных ломов, утвержденных Правительством РФ. Но не многие это делают, а потому необходимо требовать соблюдения прав жильцов самими собственниками квартир.
Если перерасчет делать отказываются, это будет прямым нарушением Закона о защите прав потребителей путем причинения явных убытков при оказании услуг. Подавать в суд можно спокойно и без уплаты судебной пошлины как на управляющие организации и ТСЖ, выступающие в роли посредников, так и непосредственно на ресурсо­снабжающие организации, если всплывут факты, что виноваты они. Кроме того, если жильцы дома все-таки заплатили по квитанциям, в которых указаны завышенные суммы, то это уже признак свершившегося факта уголовного деяния, которое называется «незаконное обогащение». Можно обращаться в прокуратуру или полицию.
Итак, Закон о защите прав потребителей и Уголовный кодекс на стороне жильцов. С каждым годом все больше жителей Рязани и области выигрывают суды и получают компенсацию, в том числе морального ущерба от деятельности управляющих компаний и ТСЖ. Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых непрозрачных частей экономики страны, и переломить ситуацию можно только при помощи активной гражданской и правовой позиции жильцов. А начинается все с просвещения и открытия для себя всего объема прав, на которые может рассчитывать потребитель.

Электронно-призрачная торговля

С конца марта жители страны оказались в своих домах в самоизоляции. И даже те, кто вынужден был работать в этот период, в полной мере испытали на себе, что такое карантин, поскольку из магазинов и просто торговых точек были открыты только те, что торгуют продовольствием. Все остальное: одежду, обувь, хозтовары, электронику приходилось приобретать через Интернет. И если такая торговля и раньше была распространена и с каждым годом увеличивала свою долю, то сейчас она фактически заменила собой все реальные магазины. Резкий рост спроса на магазины из глобальной паутины вызвал естественную реакцию. Таких электронных площадок стало гораздо больше. А поскольку процесс был быстрым, то часть сайтов, которые предлагают что-то купить, неизбежно являются ненадежными или попросту мошенническими. Уже появилось множество историй, когда после авансовой оплаты товара через Интернет либо присылали что-то некачественное, неподходящего размера, либо вообще продавцы переставали выходить на связь, а деньги пропадали. В условиях прямой конкуренции интернет-торговли с реальными магазинами таких случаев было мало, но сейчас ситуация изменилась.
Основное средство борьбы с недобросовестными виртуальными торговцами – обращение в правоохранительные органы. В их распоряжении есть отделы по борьбе с преступлениями в сфере кибербезопасности. Эксперты и следователи способны отследить платежи, выявить личности тех, кто стоит за мошенническими сайтами, и привлечь этих лиц к ответственности.
Рязанское УМВД выпустило памятку о противодействии киберпреступности. В ней, в частности, говорится:
при необходимости покупки или продажи имущества через объявление в Интернете постарайтесь не перечислять денежные средства в виде предоплаты, лично не убедившись о наличии данного имущества и необходимых на него документов, при этом по телефону ни в коем случае нельзя сообщать личные данные своей карты и одноразовые пароли, в том числе совершать какие-либо операции через банкоматы «под диктовку» другого лица. Получив SМS-сообщение с незнакомого номера о том, что на Ваш счет поступил платеж, немедленно проверьте баланс;
обращайте особое внимание на абонентские номера, с которых приходят SМS-сообщения или телефонные звонки от лиц, представившихся работниками банка. Злоумышленники при этом используют стандартные номера операторов сотовой связи, также имеют случаи использования злоумышленниками федеральных многоканальных номеров – 8-800-ххх-хх-хх. Необходимо обязательно сверять номера телефонов, с которых поступают SМS-сообщения или телефонные звонки, с указанными номерами в официальной информации банков.

Буквально на днях Закон о защите прав потребителей дополнился очень продуктивным пунктом об ответственности сайтов-агрегаторов интернет-магазинов за противоправные действия контрагентов. То есть теперь владельцы любого сайта, через который вы вышли на недобросовестный интернет-магазин, несут полную ответственность за ущерб, что в итоге понес потребитель. Об этом полезно помнить, особенно в тех случаях, когда сам магазин, фактически расположенный где-то в Китае или на Филлипинах, действительно сложно разыскать.

Рисунок Павла Соловцова