Опасный ноль


30

№4 (5909) от 22 января 2021

Ваши права защищены, просто не все об этом знают. Наша рубрика поможет избежать обмана, разобраться в законах и сохранить ваши деньги.


Наша полоса, ставшая победителем в номинации «Лучшая рубрика периодического печатного издания» областного конкурса профессионального мастерства журналистов «Хрустальный журавль – 2021» продолжит регулярно знакомить читателей с возможностями защиты их прав в досудебном и судебном порядке. Законодательство постоянно совершенствуется, добавляются новые возможности не только у «Закона о защите прав потребителей», но и других. Все это позволяет, при грамотном использовании, практически никогда не испытывать проблем при приобретении любых товаров и услуг. Юридическая грамотность населения растет. Вслед за этим повышается и цивилизованность рынка. В сфере ЖКХ это не так заметно, но подвижки есть. Совместными усилиями общества можно изменить ситуацию кардинально. Главное – никогда не забывать о своих права.


Новогодние праздники по-прежнему становятся поводом для того, чтобы достать с полки текст закона

«О защите прав потребителей» и внимательнейшим образом его прочитать. Закон защищает потребителей товаров и услуг, то есть фактически любого гражданина страны, который не может не потреблять в процессе жизни. Начиная от предпраздничной подготовки и покупок новогодних подарков, угощений по не всегда добросовестным скидкам и заканчивая «проделками» или же бездействием сотрудников системы ЖКХ в праздничную декаду – все это может послужить применению закона и возможности вернуть себе не только материальную, но и моральную компенсацию. Кроме того, не все еще знают, что судебные иски по защите прав потребителей, как правило, не предполагают уплату госпошлины, что значительно облегчает вхождение в борьбу.

Разряд, и прямо по технике

В новогоднюю ночь в нескольких многоквартирных домах по Михайловскому шоссе случилась антииллюминация. Проще говоря, погас свет. Встреча 2021 года при свечах, конечно, тоже красиво, но не тогда, когда кроме них горят еще телевизор, микроволновка, тостер, мультиварка и другие электроприборы. Называть фамилии пострадавших пока нет юридических оснований, поскольку проходит экспертиза происшествия, разумеется, силами независимых специалистов. Однако основная рабочая версия: на трансформаторной подстанции отгорел нулевой провод.
Тут необходим краткий экскурс в мир инженерии электроснабжения, но он не будет утомительным, а заодно даст актуальные знания. Электричество в коллективные дома подводится по трем фазам: это три провода, по которым, собственно, и течет ток. А есть еще четвертый, так называемый, нулевой провод, в котором в норме напряжения нет. В каждую квартиру заходит только одна из фаз. В каждой розетке будет два контакта – фаза и «ноль». При прокладке электрики по этажам и квартирам все рассчитывается так, чтобы на все три фазы нагрузки были приблизительно одинаковыми. А вот «ноль» на всех один. Он служит для замыкания сети и для выравнивания нагрузки на трехфазную систему. Если баланс потребления между фазами нарушается, то через «ноль» происходит выравнивание «фазового перекоса». Но беда, если нулевой провод не работает. Случиться это может, как правило, только по одной причине: отгорает нулевой контакт на электрощите, или на трансформаторной подстанции. Последний вариант наиболее жесткий, поскольку тогда в зону аварии попадает много потребителей сразу в нескольких зданиях. В этом случае в розетках всех квартир, где нулевой провод перестал быть рабочим, появляется промышленное напряжение 380 вольт вместо привычных в быту 220-ти. Естественно, что все электроприборы, включенные в этот момент в сеть, сразу перегорают.

Было Или не было?

Как доказать факт того, что произошло, если теперь все последствия скачка напряжения окружающие знают только со слов жильцов многоквартирных домов? Во-первых, требовать от обслуживающей дом организации составить акт произошедшего с предварительным исследованием.
– Этот документ должен быть получен собственниками жилья не позднее чем в течение 12 часов с момента обращения. Если составление акта затягивают, то это уже нарушение, за которое домоуправленцы должны отвечать по всей строгости закона. Бывали случаи, когда составление актов затягивали на недели и месяцы. После составления акта необходимо провести независимую экспертизу, поскольку зависимая (то есть силами организации, которая эксплуатирует дома и несет ответственность за аварию) вряд ли будет объективной. Главной рабочей версией причин произошедшего является длительное отсутствие необходимого ремонта и профилактики. Эксперты должны быть лицензированными, чтобы их заключение имело вес в суде. Это касается как исследований вышедшей из строя бытовой техники, так и состояния проводки в квартирах. А по словам пострадавших, есть признаки ее оплавления внутри стен. Если сгоревшая электротехника была на гарантии, то необходимо получить заключение от соответствующих служб, где потребители стоят на учете как владельцы новых товаров, – поясняет председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей Олег Попов.
Заручившись всеми документами, подтверждающими факт скачка напряжения и его неприятных последствий, следует требовать от организации, обслуживающей дом, компенсации всего ущерба в течение 10 рабочих дней в досудебном порядке.
В Рязани только за работы по замене проводки в однокомнатной квартире могут выставить счет в 40 000 рублей. Если ответа от обслуживающей организации нет или он сугубо эгоистический, то тогда ничего не остается, кроме как обращаться в суд.
Требовать компенсации, таким образом, может не только один человек, который предъявлял претензии как собственник. Добиться возмещения убытков по статье «за моральный вред» можно в пользу всех членов семьи, даже несовершеннолетних детей.
Как поясняют юристы, в делах подобного рода суд всегда встает на сторону потерпевших. Главное, чтобы все документы независимых исследований, подтверждающие факт происшествии, были в порядке и в наличии.
В последнее время правозащитники все чаще сталкиваются с ситуациями, когда представители сферы ЖКХ не желают компенсировать ущерб, понесенный жильцами от неверных действий или бездействия домоуправленцев, в досудебном порядке. Это повлияло на количество обращений жителей региона к адвокатам за защитой своих прав, попранных недобросовестными коммунальщиками. Если раньше таких дел в ассоциации защиты прав потребителей было не более 30% от общего объема работы, то сейчас их доля превысила половину. Специалисты связывают это с тем, что в период противоэпидемической изоляции несколько ослаб контроль за всей сферой ЖКХ со стороны государства. Однако так будет не всегда. Нового локдауна не ожидается, а суды снова начали исправно работать и рассматривать дела в прежнем темпе.


С 1 января вступили в силу правила противопожарного режима, установленные правительством. Жильцы многоквартирных домов с января 2021 г. не смогут хранить личные вещи не только на чердаках, но и на цокольных этажах домов.
Также нельзя будет эксплуатировать газовые приборы, если они неисправны или не прошли техническое обслуживание. Теоретически так можно запретить использовать любую газовую плиту до ее диагностики за счет жильца квартиры.
Согласно правилам, жильцам многоквартирных домов запрещено оставлять свечи и непотушенные сигареты без присмотра на балконах и лоджиях. Решетки на окнах подвалов, по новым правилам, должны открываться. При этом пожарные могут заинтересоваться и решетками на первом этаже дома, если окна или двери указаны как аварийные выходы, отметил эксперт. Также с января 2021 г. все аварийные и эвакуационные выходы должны открываться изнутри без ключа или иметь запорную арматуру с дистанционной разблокировкой. В новых правилах нет принципиальных изменений для жильцов. Людям, которые живут в домах, введенных в эксплуатацию меньше 20 лет назад, беспокоиться не стоит.


Рисунок Павла Соловцова