№37 (5942) от 21 мая 2021

Люди привыкли, что в суд за защитой своих прав следует обращаться только в сложных и тяжелых случаях.

Мелкие неурядицы многие попросту игнорируют или стараются решить в частном порядке, нередко многое при этом теряя. Такая устоявшаяся с советских времен практика никак не согласуется с сегодняшним днем, когда жизнь не просто усложнилась, но и дарит массу дополнительных возможностей касательно как защиты прав, так и решения проблем целых отраслей сферы обслуживания, поскольку именно поведение клиентов определяет степень цивилизованности в данной сфере. Внимание к мелочам и отказ отступать, когда есть признаки нарушения прав, недостаточного качества работ, завышения стоимости или сомнения в квалификации работников – все это может стать поводом для применения Закона «О защите прав потребителей», который работает безотказно, если применять его правильно и своевременно. Пора привыкать к тому, что даже в мелких и незначительных случаях, из которых состоит жизнь, есть место гражданскому подвигу, то есть отстаиванию своих собственных законных интересов. Чем больше людей это делает, тем качественнее формируется общество, а хаотическая составляющая в отношениях между клиентом и исполнителем уходит в прошлое.

Каков ваш личный потолок?

Наступает период, когда люди задумываются о проведении различных ремонтов, и вот несколько примеров того, как бывает, когда что-то идет не по плану. При установке натяжных потолков в одной из рязанских квартир при сверлении отверстий под багет пробили кабели электропроводки во многих местах. Это привело к обесточиванию практически всего жилья. К тому же «мастера» сделали скрутки алюминия и меди, что категорически запрещено противопожарными правилами, и приготовились всю эту красоту залить горючей пеной. Хозяева квартиры возмутились и решили добиться компенсации за некачественный ремонт. В такой ситуации очень хорошо выручает полноценный договор на оказание услуг ремонта, составленный в двух экземплярах со всеми необходимыми подписями, печатями и выходными данными. Позаботиться об этом, понятное дело, надо заранее. Если же бригада мастеров отказывается составлять договор, называет эту практику слишком сложной, не может внятно сформулировать перечень и качество работ, их смету, обосновать все это и взять на себя ответственность за исполнение документа, то перед вами стопроцентные мошенники. Именно так они и поступают. С учетом конкуренции на рынке услуг нормальные мастера уже давно отработали практику цивилизованной подготовки к ремонту, которая начинается с подробного составления договора и прозрачных расчетов, составления графика. На это может уйти много времени, даже пара недель, но оно того стоит. В случае с продырявленной проводкой хозяева квартиры быстро сориентировались, провели независимую техническую экспертизу и даже подключили комиссию собственной управляющей организации. Определили сумму ущерба и предложили ремонтной бригаде оплатить все в досудебном порядке. Ответом было молчание. Дело в том, что в договоре не было прописано возмещение возможного ущерба, нанесенного квартире при ремонте. Но на это не следует обращать внимания, поскольку в такой ситуации вступает в действие 15-я статья Гражданского кодекса, которая требует возмещения любого нанесенного ущерба при любых раскладах. А еще здесь срабатывает статья 14 Закона «О защите прав потребителей», где сказано, что даже отсутствие договорных отношений дает право требовать возмещения убытков в полном размере. Очень часто эту норму забывают. А ведь она может применяться буквально на каждом шагу. И мир изменится в лучшую сторону.

Джакузи как праздник жизни

Большой рынок сантехнических услуг и финансовые возможности жителей крупных городов позволяют если не стать всем поголовно владельцами яхт, то уж поплескаться в джакузи у себя дома. Вполне осуществимая мечта многих. «Чем я хуже других», подумала обитательница квартиры в хрущевке одной из первых строительных серий, расположенной в Рязани. Особенностью ванных комнат этого дома было убойное сочетание двух вещей. С одной стороны, в них помещается джакузи на 2,5 кубических метра воды. А с другой стороны, перекрытия полов сделаны из дерева. Они просто не способны выдержать такую нагрузку. Тем не менее, бригада сантехников взялась выполнить миссию. Чтобы занести джакузи в ванную, пришлось проламывать стену, затем строить ее заново. Не обошлось без отделки дорогой тяжелой плиткой, которая дала дополнительную нагрузку на перекрытия. Что же будет в такой ситуации? Катастрофа при набирании воды, экстренный переезд к соседям снизу через пролом пола, сообщения на новостных порталах областного центра, сюжет в вечернем эфире телевидения и многое другое, если пустить ситуацию на самотек. Можно, конечно, остановиться и подумать, а затем прийти к выводу, что хозяйка квартиры сделала ошибку. Она должна была перед осуществлением своей мечты пройти краткий курс инженерных наук и понять, что она может себе позволить установить в ванной, а что нет. Но, на самом деле, на любую ситуацию надо смотреть сквозь призму закона. И тут выясняется самое интересное. Хозяйка не виновата, а виновата бригада, которая выполняла монтаж. В соответствии с положением Закона «О защите прав потребителей», любой потребитель является лицом, которое заведомо некомпетентно и не несет никакой ответственности за то, что не разбирается в вещах, за которые платит. Вся вина за негативные последствия неправильного использования покупки лежит на поставщике этой покупки или услуги, если речь не идет о нарушении покупателем официально прилагаемой инструкции по эксплуатации. Когда речь заходит о небольшом техническом товаре, к которому такие документы идут в комплекте, – это один сценарий. Но ремонтные работы и монтаж сложных систем – совсем другое дело. Все эти тонкости описаны в статье 36 Закона «О защите прав потребителей», которая применяется очень редко, а зря. Многие простые люди и даже начинающие адвокаты не знают о ее возможностях.
– В законе прямо сказано, что обязанность исполнителя – проинформировать потребителя в письменном виде под расписку о том, какие обстоятельства могут повлиять на качество выполненных работ, оказание услуги и повлечь за собой невозможность ее исполнения в срок. Если такой информации в установленном порядке не было, и при этом возникли убытки у потребителя, то он имеет право предъявить исполнителю услуги требования по статье 29 Закона «О защите прав потребителей». Либо работы восполняются повторно, либо возмещается материальный ущерб в денежном эквиваленте, либо ремонт производят третьи лица, – говорит председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
Так что злополучное джакузи вообще должны были отказываться устанавливать до выполнения работ по необходимому укреплению междуэтажных перекрытий, а для этого потребовалось бы составлять отдельный оригинальный инженерный проект, нанимать строительную фирму и улаживать множество вопросов с соседями. В результате собственник квартиры смог бы с чистой совестью вообще отказаться от сомнительной и потенциально опасной идеи под давлением таких затрат. Но не каждая фирма будет отказываться от выгодного контракта, думая, что в случае чего ответит заказчик работ. Нет. Закон как раз таки защищает исключительно потребителя, то есть того самого заказчика. А исполнитель обязан быть компетентен не только в своей основной деятельности, но и в знании законодательства, в противном случае он ответит перед судом, а подобного рода дела однозначно выигрышные. Кстати. Отказ от выполнения требований пострадавшего потребителя в досудебном порядке, как правило, влечет за собой то, что по суду истцу выплачивают не только материальную и моральную компенсацию, но еще и дополнительную сумму в размере 50% от всех ранее начисленных судом компенсаций в качестве штрафа ответчику за отказ решить простой вопрос в досудебном порядке.

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое