Ремонтный фронт


17

№74 (5878) от 25 сентября 2020

В эпоху сложной ситуации в экономике выручка магазинов бытовой техники сокращается, потому что люди предпочитают не покупать новое, а ремонтировать старое. Это кажется выгодным, хотя, если разобраться, не всегда такой подход позволяет позаботиться о кошельке. К тому же малый бизнес в трудные времена вынужден или исчезнуть навсегда, или переквалифицироваться, например на тот же самый ремонт. И таких контор сейчас видимо-невидимо. Объявления в газетах, по телевизору, радио и в интернете просто пестрят подобными предложениями. Как всегда бывает, хорошего мало, а нехорошего много. То есть большая часть этих самых объявлений принадлежит достаточно непонятным «умельцам», которые гарантируют только непредсказуемость результата своей работы.

Холодильник преткновения

Такая история произошла с жительницей города Рязани, пенсионеркой Татьяной Барковой. Она прислала в нашу редакцию подробное письмо, где описала, как попыталась починить вышедший из строя холодильник. Покупать новый она не то чтобы не хотела, а скорее не могла себе позволить. Ремонт же выглядел вполне разумной альтернативой. В одной из рязанских газет пожилая женщина нашла объявление и позвонила. Откликнулся некий индивидуальный предприниматель Репин Н.Н. По крайней мере, такая печать потом стояла на чеке за ремонт. Но перед этим приехал мастер, назвавшийся Алексеем, и провел диагностику. Он заявил, что вышли из строя мотор, термостат, пускозащитное реле. Все это он снял и поставил другие компоненты. Ремонт обошелся в 9000 рублей. По словам пенсионерки, «родной» мотор с комплектующими мастер увез с собой в неизвестном направлении.
Практически сразу начались проблемы. Новый мотор не справлялся, работал круглосуточно и все равно не мог охладить продукты как положено. Пришлось периодически отключать холодильник вручную, а затем снова включать, чтобы не произошло пожара от перегрева силового агрегата. Почти сразу у Татьяны Барковой появилась мысль, что мастер темнит. Для проверки этой версии она вызвала другого мастера из крупной ремонтной фирмы. Он определил, что двигатель слишком слаб и конструктивно не подходит к холодильнику, тем более что мотор явно долго лежал на складе и успел покрыться толстым слоем пыли. Кроме того, он был неправильно подключен к сети, компрессор был старым, а термостат вообще не следовало менять. Пенсионерка написала заявление в полицию, но там пока не могут ничего сделать, так как, по словам сотрудников правоохранительных органов, индивидуальный предприниматель не берет трубку. Можно ли что-то сделать в такой ситуации? Пострадавшей хочется вернуть свои деньги, починить холодильник, а также получить моральную компенсацию за то, что пришлось пережить, тем более что история еще не закончилась. Закон о защите прав потребителей работает практически во всех случаях взаимодействия между поставщиком любых услуг и потребителем.

На каждое действие – бумага с печатью

На руках у пострадавшей от явно нечестных мастеров остался только один документ – выписанный счет за ремонт. В статье 36 закона о защите прав потребителей говорится, что исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о стоимости полного ремонта техники до приведения ее в надлежащее рабочее состояние. Это означает, что если цена окажется сопоставима с покупкой новой техники, то потребитель вправе отказаться от ремонта. Кстати, серьезные фирмы за предварительную диагностику и вычисление стоимости ремонта денег стараются не брать. В любом случае стоимость замены деталей и работ не должна быть сюрпризом, ее следует озвучивать заранее. Кроме того, должны быть оговорены все этапы работ. К каждому из новых устанавливаемых агрегатов или деталей должны прилагаться документы с указанием даты производства и отметками, которые исключают, что это все было в употреблении. Разумеется, в самом начале необходимо составить подробный договор на оказание услуги ремонта, где должны быть прописаны все реквизиты фирмы или индивидуального предпринимателя. Если мастер начал говорить, что все это дело получаса и из-за этого нечего возиться с бумагами, что он никогда не заключает договоров и на него еще никто не жаловался или что-то в этом роде, то он многое скрывает, а значит, не может считаться добропорядочным поставщиком услуг.
– Одним из самых главных признаков качественной услуги (неважно фирма это или ИП) является предоставление официального, подтвержденного документами гарантийного срока после выполнения ремонтных работ. В течение этого срока в данном случае индивидуальный предприниматель несет ответственность за все убытки, которые понес заказчик работ в связи с некачественным ремонтом. И по закону предприниматель отвечает всем своим имуществом. Разумеется, чем больше документов до и во время ремонта было оформлено, тем лучше. Так проще судиться и компенсировать не только материальные убытки, но и моральный ущерб, – говорит председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Конечно, такой случай, о котором рассказано в письме, не единичный. Люди очень часто сталкиваются с тем, что пытаются отремонтировать старые ноутбуки, компьютеры, телевизоры, ремонт которых экономически невыгоден, проще купить новое. Есть и примеры обмана при ремонте. В этом случае меры следует предпринимать незамедлительно, иначе недобросовестные конторы почувствуют свою безнаказанность, а потребители не смогут отстоять свои права.
При выборе организации, которой можно доверить ремонт вашей техники, следует обращать внимание на список авторизованных центров, который прилагается к паспорту техники. Если его нет, то можно выяснить через интернет, с какими сервисными организациями в вашем регионе работает та или иная фирма. Всегда следует проверять лицензию ремонтников, причем не только ее наличие, но и совпадение номера документа в реестре лицензий, что тоже можно найти в сети. Мастера должны быть с удостоверениями, в том числе и с медкнижками, если они заходят в ваш дом. И каждое действие с вашей техникой следует документировать и архивировать. Если мастер не против, значит фирма нормальная, а малейшие шероховатости следует трактовать против того, чтобы иметь дело с «мутными» мастерами. Деньги и нервы дороже, да и над техникой издеваться не стоит. В любом случае надо помнить – потребитель всегда прав, если он хочет, чтобы его обслужили честно и качественно.

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова