Защита потребителя законом касается всех случаев, когда человек отдал деньги за то, что хотел получить, но стал обладателем чего-то меньшего – по количеству и качеству. И это касается не только фундаментальных вещей, таких как вечное противостояние собственников и коммунальных хозяйственников, но и товаров, а также услуг, которые появились совсем недавно. Гаджеты, цифровые продукты – все это регулируется законом, и потребитель должен просто привыкнуть, что люди из поколения в поколение мало меняются, а потому процент мошенников велик даже в среде высоких технологий. Но достаточно просто не расслабляться. Обойти закон «О защите прав потребителей» не удалось еще ни одному недобросовестному участнику рынка, который имел дело с юридически просвещенным покупателем.
Болото под домом
Иногда потребителям приходится бороться с напастями, которые, казалось, должны были остаться далеко в средневековье. Так случилось с жильцами дома № 2 по улице Разина в Рязани.
– В нашем подвале вода, причина неизвестна. Зловоние стоит как возле дома, так и на первом этаже, где расположена моя квартира. На собственную кухню из-за этого запаха я зайти практически не могу. А еще в подвале объявились мыши, их там множество, в квартиру они тоже проникают. В нашем ЖЭУ сказали, что вроде приняли устную заявку, но надо осушать подвал, а когда все это будет сделано, раз такие сложности, неизвестно, – рассказывает жительница дома Лидия Владимировна.
Если ЖЭУ не может разобраться с проблемой, придется это делать нам, но настолько, насколько это возможно, то есть разобрать, где здесь нарушен закон и сколько раз.
Сами правила предоставления услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома содержат такую норму, как обязательные условия санитарных требований при оказании услуг. То есть человек, который платит деньги за содержание жилья, уже отдал все начисленные ему суммы за то, чтобы подвал был сухой и без каких-либо запахов. И тем более соседями жильцов многоквартирного дома не должны быть грызуны. А летом, в жаркую погоду, такое положение дел может просто превратиться в очаг эпидемии. Такого, конечно, допускать никак нельзя. Выход есть – следует воспользоваться законами и своими правами на немедленную ликвидацию аварии и всех ее последствий, ничего при этом не доплачивая. Но легко это сделать не получится. В сфере ЖКХ по-прежнему добиться положительного эффекта можно, по большей части, при помощи упорства и настойчивости.
– Телефонные звонки жильцов различными фирмами, которые занимаются домоуправлением, почему-то упорно не регистрируются. Муниципальных предприятий у нас, в отличие от других регионов, в этой зоне ответственности практически нет, хотя организации, предоставляющие коммунальные услуги, ставшие фирмами, по сути те же ЖЭУ под номерами. Кроме письменного заявления в саму управляющую организацию, которая берет с вас с деньги за содержание жилья, я рекомендую обратиться в управление Роспотребнадзора по региону. Инспекторы ведомства вправе возбудить административное дело и наложить административное взыскание на виновных лиц за антисанитарию, которая появилась явно из-за ненадлежащего обслуживания дома. В дальнейшем надо получить документ, который подтверждает залитие как таковое. Это соответствующий акт. С этим документом следует обратиться за защитой своих прав в суд, – говорит председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
Чем более коллективным будет иск в суд, тем лучше, к тому же от государственной пошлины в данном случае жильцы многоквартирного дома освобождены. Кстати, от подобного рода аварий особенно страдают проживающие на первом этаже. От влажности портятся вещи, мебель, отделка, электрическая проводка, страдает здоровье обитателей квартир. А такой ущерб уже может потянуть не только на сотни тысяч, а даже на миллионы рублей. И попускать это нельзя, следует пригласить независимых лицензированных оценщиков, чтобы приложить их экспертное заключение к иску. Требовать в суде нужно не только компенсации подтвержденного материального вреда, но и морального ущерба, причем в отдельности каждому члену семьи, зарегистрированному в квартире. Нельзя забывать и об особом пункте 6 статьи 13 закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которым в данной ситуации суд в обязательном порядке взыскивает с ответчика в пользу пострадавших штраф в размере 50% от всех ранее присужденных для уплаты компенсации сумм. Это штраф за отказ нерадивой управляющей компании решить вопрос в досудебном порядке.
Электросамокат обличает порочность системы
Новое средство транспорта XIX века или просто модная игрушка? Истории еще предстоит ответить на вопрос о том, в каком статусе окажется аккумуляторный самокат в будущем. А прямо сейчас это достаточно дорогое устройство, и люди ждут от него безупречной работы. В отличие от бензиновых аналогов с ДВС, электросамокат имеет, на языке инженеров, очень мало точек отказа, то есть поводов сломаться, не требует постоянного сложного технического обслуживания и переборки двигателя, а также снабжен массой гарантий на всего себя и на отдельные свои узлы. Но даже такие изделия ломаются буквально на второй день после покупки, как и произошло у одного рязанца, который решил экономить на общественном транспорте, вложившись в свой – двухколесный. Звонок в магазин ничего не дал, там просто ответили, что делать ничего не будут и покупатель сам виноват. Но это такое грубое нарушение закона, что подкованный потребитель может самостоятельно поставить на место недобросовестный магазин, разумеется, действуя в правовом поле. В соответствии со статьей 18 закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право предъявить требования продавцу, изготовителю, исполнителю или импортеру в случае продажи ему товара с недостатками. В особом статусе находится сложная бытовая техника, к которой относится и электросамокат. Если проблемы возникли в течение 15 дней после покупки, то следует требовать возврата денег за товар с недостатками, если официально не установлена вина потребителя в поломке. Конечно же, ждать, что сам продавец проведет такую экспертизу объективно, не стоит. Почти всегда на экспертный осмотр собственники неисправного изделия не приглашаются, а потом на руки выдают не официальное заключение, а лист бумаги, не имеющий никакой юридической силы. В некоторых случаях магазин еще требует оплатить ему проведенное «исследование» в сумме 10, а то и 15 тысяч руб.
Противостоять этому можно, зная основные положения закона. Сложные технические товары, а также крупногабаритные (весом свыше 5 килограммов) из вашего дома забирает продавец. До передачи нужно составить опись того, в каком виде убывает товар и какие конкретно в нем недостатки, побудившие обратиться за возвратом денег. Все это оформляется в виде официального акта по стандартной форме, которую можно скачать в интернете. После заполнения нужно проверить подписи и печати. Одновременно в заявлении должен быть пункт, где говорится, что собственник неисправного товара обязательно будет принимать участие в экспертизе, поскольку это его право, предоставленное той самой восемнадцатой статьей. Даже если давление со стороны продавца продолжается и после этого, то в той же самой статье есть положение, которое гласит: «Если потребитель не согласен с выводами экспертизы о наличии или отсутствии недостатков, он вправе оспорить эти выводы в суде». Тогда делается независимая товароведческая экспертиза, и суд почти всегда встает на сторону пострадавшего. Причем вопрос решается очень быстро. В подобного рода делах действует еще и 22 статья закона «О защите прав потребителей», которая обязывает продавца провести экспертизу в течение 10 дней. При превышении этого срока наступает нарушение закона. Продавец тогда заплатит по иску покупателя отдельно за это нарушение, за моральный вред от затягивания ожидания и пени в 1% от стоимости товара за каждые сутки просрочки.
Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова