УРОКИ НА БУДУЩЕЕ


37

Продолжение смены руководства в ряде регионов, которую политологи уже назвали «осенним губернаторопадом». Пятый форум регионов России и Беларуси, в официальной, а еще более неофициальной программе которого аналитики увидели более тесное сближение в рамках Союзного государства наших стран – как экономическое, так и политическое. Традиционная выставка «Золотая осень», на которой были представлены весьма весомые достижения российского агропрома. Все это вместила в себя минувшая неделя.

Сразу в трех регионах – Забайкальском крае, Курской области и Башкортостане на прошлой неделе сменились первые лица. Вряд ли эти изменения в руководящем корпусе были неожиданными. Где-то сказался фактор усталости от несменяемости власти, где-то руководители не смогли выстроить конструктивного диалога с местными лидерами. Так или иначе, впереди – выборы, и они покажут, кому окажут доверие не только в столице, но и в регионе.
Курс на более тесное взаимовыгодное сотрудничество подтвердил форум регионов России и Беларуси, состоявшийся в Могилеве, в котором приняли участие президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко. И это не может не удовлетворять. А продолжением уже состоявшихся встреч станет взаимодействие не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Тема, которую не обошли вниманием представители высшей школы и СМИ, – эксперимент, который намерена внедрить у себя Высшая школа экономики: от лекционных занятий перейти к онлайн обучению, что, собственно, уже активно здесь практикуется. ВШЭ на протяжении практически всех лет своего существования внедряет новые модели обучения. И это, конечно же, дело самого учебного заведения: выбирать, каким курсом ему идти, какие методики использовать. Но в данном случае дискуссия возникала в связи с тем, что зазвучали предложения распространить эту практику и на другие вузы. Один из аргументов в пользу такого новшества – снизился уровень преподавания, а посему сидение в аудитории принесет меньше пользы, чем общение в режиме онлайн с обладателем знаний.
Естественно, студентам такая форма может быть по душе: не надо думать о том, как не проспать первую пару. Но вот только вряд ли тогда будет сохранено такое понятие, как научная школа, которая создается десятилетиями и передается «из рук в руки».
«У нас преподавал сам…» Далее следуют имена самых авторитетных профессоров, докторов наук. Эти слова многие поколения специалистов в самых разных отраслях произносили, да и сегодня произносят с гордостью. Вряд ли с такой же гордостью завтрашние специалисты станут говорить о том, что получили образование, общаясь виртуально с ведущим тренинг преподавателем.
Да, сегодня можно получить самые разные знания в самых разных областях. Вебинары? Пожалуйста! И это действительно замечательно. При одном «но» – все это хорошо для людей, уже имеющих достаточный запас базовых знаний в той или иной отрасли. Вряд ли к ним можно отнести студентов, которые только начинают постигать эти самые базовые знания.
Недавно довелось оказаться в поезде рядом с очень обаятельным молодым человеком. Он ехал из Москвы в Санкт-Петербург на научную конференцию по конфликтологии, где должен был провести 40-минутную лекцию-тренинг, и волновался: как все получится. Это его второе публичное выступление в качестве модератора. Сам же он – дизайнер. Психология – скорее увлечение, чем профессия: пока он еще учится в магистратуре.
Хочется верить, что все у него получилось, и лекция прошла успешно. А главное: что выступать ему довелось перед уже подготовленной, знающей публикой.
Образование – сфера, которая требует очень бережного к себе отношения, сфера, в которой эксперименты не очень приветствуются. Нет, не по причине косности, как порой пытаются нас убедить. Слишком дорогой ценой и долгое время, порой не одно десятилетие, приходится платить обществу за неудавшиеся эксперименты. Ведь каждый новый урок – это урок на будущее.