№28 (6232) от 12 апреля 2024

Яркое солнце заставляет проснуться от зимней апатии и оглянуться по сторонам, понять, где ваши права нарушены, и можно получить за это компенсацию по закону. Тут главное – выяснить, каким образом это получится сделать. Без консультации специалистов не обойтись.

Когда батареи жарят не по-детски

Все, у кого центральное отопление, уже пару недель буквально «сходят с ума» от жары, которая воцарилась в квартирах. Причина – на улице нехарактерная, рекордная по многим показателям весенняя теплынь, а батареи остаются горячими. Если нет возможности добиться своевременного отключения тепла, то можно хотя бы сделать всё, чтобы вернуть часть денег, уплаченных за фактически ненужное теперь отопление. Делается это при помощи заявления на перерасчет стоимости соответствующей услуги, которое подается в обслуживающую организацию. Дело в том, что температура теплоносителя весной, при плюсовой температуре, снижается, затраты тепловых калорий тоже становятся меньше. А вот начислять плату за отопление могут так, как это делалось в лютые морозы. Кстати, тут не грех подключить правоохранительные органы к расследованию необоснованно завышенных тарифов и самого факта нерационального удлинения отопительного сезона. Первые лица государства неоднократно высказывались о состоянии дел в системе ЖКХ, называя эту область экономики одной из самых непрозрачных.

– В приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 140 от 3 марта 2017 года содержится основание, по которому прокуроры должны обеспечивать контроль в сфере оказания услуг, в том числе и в сфере ЖКХ. Для того чтобы у граждан не было двойных начислений за услуги коммунальщиков и управдомов, чтобы все платежи были прозрачными, можно смело привлекать прокуратуру к разбирательству. Если будут выявлены переплаты и даже полностью несправедливые поборы, к примеру, отдельная плата за домофон и тому подобное, то можно вернуть все деньги, которые вас вынудили обманом уплатить нечистые на руку управляющие организации за последние 36 месяцев. Это же касается сомнительных сумм, начисляемых за услугу отопления, – поясняет председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.

Отменили концерт… Что дальше?

В случае отмены или переноса культурно-зрелищных мероприятий (спортивных, цирковых, концертных, театральных или иных) потребитель имеет право получить свои денежные средства обратно в полном объеме, в том числе и сервисный сбор, если билет куплен у агента, так как фактически оплаченная услуга не была оказана исполнителем. В связи с нарушением сроков оказания услуг законодательством предусмотрено возмещение убытков в полном объеме. Для возврата денежных средств, уплаченных за билет, следует обратиться с письменной претензией непосредственно к исполнителю услуг (в кассу или к агенту по продаже билетов, где билет был приобретен) с просьбой вернуть деньги. Это важно сделать в двух экземплярах. Один из них остается у вас на руках, но на нем должен быть штамп о том, что документ принят, и номер входящего документа. В случае неудовлетворения исполнителем услуг требований добровольно, имущественный cпop может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», защита нарушенных прав потребителей осуществляется судом. За дополнительной консультацией можно обратиться по телефону горячей линии Управления Рос-потребнадзора по Рязанской области 8-800-550-85-62.

Наступление тепла – пора обновок

Покупка обуви, тем более высококачественной, для многих людей – целое событие. Важно не прогадать и приобрести такой товар, которой прослужит верой и правдой несколько лет. Особенности продажи обуви регулируются Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

Обувь до подачи в торговый зал должна пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя: распаковку, рассортировку и осмотр товара, проверку качества по внешним признакам и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе. Обувь передаётся покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дoпoлнитeльнoй платы. Пpи покупке обуви необходимо обратить внимание на информацию, которая в обязательном порядке дoлжнa быть нанесена на маркировку потребительской упаковки и содержать: наименование продукции и страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца или уполномоченного изготовителем лица и юридический адрес; размер изделия и состав сырья; дату изготовления; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; модель и (или) артикул изделия; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Кроме того, должна присутствовать маркировка средствами идентификации – cпeциальным кодом Data Matrix, который наносится на каждую упаковку товара. Внимание! Продажа немаркированной обуви запрещена. Это явный признак «серой» торговли.

Проследить за легальностью оборота такой продукции, а также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе может каждый покупатель, установивший на мобильное устройство приложение «Честный ЗНАК». Если при проверке через приложение «Честный ЗНАК» выявлена ошибка кода, информация о товаре отсутствует либо товар не соответствует описанию в приложении, то потребители вправе сообщить о таком нарушении. Согласно статье 25 Закона № 2300-1 потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у пpoдавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не пoдoшёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, pазмepy или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. При этом обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены eгo товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий покупку указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного, кассового чеков либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о дате, когда это станет возможно.

В случае обнаружения в товаре недостатков, eсли они не были оговорены продавцом, например, в порядке уценки, потребитель по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же марки (этой же модели и/или артикула), замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар. При этом потребитель вправе потребовать также возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока, а если такой срок не установлен, то в пределах двух лет со дня покупки.

При поддержке сайта Управления Роспотребнадзора по региону
Рисунок Павла Соловцова и изображение от freepik

Михаил Скрипников (текст)