№92 (5997) от 3 декабря 2021
Непростая экономическая ситуация определяет не только негативные, но и позитивные изменения в обществе. Так, необходимость экономить на всем приводит к привычке вести четкую бухгалтерию семейного бюджета, что, безусловно, очень полезно не только в трудное время, но и после того, как испытания миновали. С другой стороны, обостряются вопросы, которых раньше попросту не замечали. Это касается, в первую очередь, темы защиты прав потребителей силами самих потребителей, которые постигли много юридических тонкостей и могут самостоятельно наказать недобросовестных торговцев и представителей сферы ЖКХ, а также поставщиков прочих услуг.
Вода – основа не только жизни, но и здоровья
История, которая произошла с жителем Октябрьского округа Рязани, похожа на тысячи других. Отличается она только тем, что наш герой решил добиться правды. А началось все с того, что он подарил металлический чайник со свистком своим родственникам, живущим в том же районе. Через год он зашел к ним в гости и удивился тому, насколько чайник стал тяжелым. По паспорту он должен был весить 600 граммов, но когда прибор для кипячения взвесили, то оказалось, что он тянет более чем на 4 кило. Всего за год именно столько накипи в нем накопилось. Обсуждать тему со своевременной чисткой чайника было бессмысленно на фоне ужасной догадки о том, какую воду мы пьем. Чем она жестче, чем больше в ней минеральных солей, тем выше шанс получить камни в желчном пузыре и почках даже в молодом возрасте, не говоря уже о других проблемах со здоровьем. И что же делать в такой ситуации, когда даже бытовые фильтры для воды не помогают? Жильцы квартир исправно платят за подведение чистой питьевой воды и вправе рассчитывать на возможность пить ее сырой из-под крана, ничем не рискуя. А что по факту?
На всей территории страны с недавних пор действует норма закона, которая защищает граждан от некачественной воды. В 2020 году приняли поправки в Жилищный кодекс, гарантирующие, что граждане могут требовать перерасчета при предоставлении им некачественных коммунальных услуг. Но сначала необходимо доказать, что горячая или холодная вода, которую поставили в квартиру по трубам, не соответствует параметрам. В связи с этим должны быть дополнительно приняты программы контроля качества воды. В нашем регионе их пока нет. Однако в последнее время наметилась конструктивная практика. Проверяющие органы все чаще выдают управляющим компаниями и ТСЖ предписания о разработке систем производственного контроля качества воды. Штраф за отсутствие таких программ составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Каждый, кто читает этот материал и хочет, чтобы в его многоквартирном доме была качественная вода, может смело писать заявление коммунальщикам с требованием представить программу качества воды, где указано, кто и как проверяет ее, в какой лаборатории и по каким показателям. Реакцией может быть традиционное молчание. Поэтому в письме надо указать последствия отказа от нормальной работы, а именно – заявление в Роспотребнадзор, возможную внеплановую проверку работы управляющей компании или ТСЖ, а также гарантированный штраф и повторение этой истории через равные промежутки времени.
– Как показывает практика, специалисты Роспотребнадзора реагируют на подобные обращения, кроме того, можно дополнительно проконсультироваться у юриста, оформить коллективное обращение, а в дальнейшем и иск к тем организациям, которые отвечают за качество воды, – говорит председатель единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Роспотребнадзор способен накладывать административные штрафы за все нарушения, которые обнаружат их специалисты.
При этом, пока недостатки не будут устранены, управляющая компания будет поставлять людям теперь уже официально некачественную воду. Потребителям придется это терпеть, вот только платить за поставку таких услуг они уже не обязаны и могут требовать перерасчета. А это вклад в экономию бюджета, пока из крана не пойдет по-настоящему качественная вода. Кстати, гражданским иском можно добиться от коммунальщиков компенсации затрат на приобретение водяных фильтров в квартиру, которые бывают очень дорогими. При соответствующем заключении экспертов суд встанет на сторону жильцов и признает, что между некачественной водой и этими тратами есть прямая связь.
Работает ли эта схема в реальности?
Да. Не так давно в Турлатове провели для верности две независимые экспертизы качества воды в одной из квартир. После чего был предъявлен иск от имени трех членов семьи с требованием компенсации морального вреда и освобождения от уплаты за некачественную воду в определенный период. Это возможно сделать в связи с положениями правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354. Кроме этого, в суде надо требовать устранить все недостатки системы водоподведения в течение определяемого законом периода. Все требования суд удовлетворил без проволочек, то есть соответствующая юридическая практика уже наработана. То судебное заседание имело далеко идущие последствия. В Турлатове появилась новая станция обезжелезивания, после запуска которой вода в поселке стала соответствовать всем санитарным нормам. А прямо сейчас в деревне Дмитриевка Рязанского района, если верить жалобам местных жителей, люди могут рассчитывать только на грязную воду. Из кранов у них течет такая ржавчина, в которой нельзя даже стирать, не то что пить. Там соответствующая борьба за чистую воду только стартовала.
Михаил Скрипников
Фото Александра Королева