Именно такими вывесками завлекают клиентов конторы, предлагающие решить любой юридический вопрос. Первая консультация бесплатно, вторая, третья… Казалось бы, речь идет о сплошной благотворительности. Есть специализированные фирмы, которые занимаются проблемами пенсионеров, ветеранов, пожилых граждан, предоставляют льготы, работают с молодежью, помогают ей в спорах с военкоматом, приемной комиссией вузов, да и вообще со всеми сложными вопросами. Но зачастую за этим скрывается обман, который лучше всего пояснять на примерах.

Гражданин купил в магазине телевизор, который не работает. И тут как из-под земли перед владельцем неисправной техники появляются юристы-защитники, которые готовы включиться в спор с магазином, разнести его по кирпичику, присудить своему клиенту умопомрачительные суммы за моральный ущерб, не говоря уже о материальном. А самое главное, все иски и претензии готовятся абсолютно бесплатно. В крайнем случае цена небольшая, потому что льготная. Человек погружается в работу с ИП или ООО. Носит документы, рассказывает о себе все по делу и не очень. А между делом на очередной встрече с доблестными «защитниками» ему говорят: «Да, консультации-то вы бесплатно получаете, но наши услуги по переписке, подготовке жалоб, различных запросов – все это будет стоить 30, 40, а в отдельных случаях и до 70 тысяч рублей». И это не за ведение дела и представление интересов в суде, а за банальную переписку самого примитивного, шаблонного характера. Такая информация подается аккуратно, когда клиент уже дозрел и считает, что ему светят «золотые горы».

– Приходит ко мне пожилая женщина и показывает документы, по которым она оплатила более 40 тысяч рублей в одной из подобных юридических организаций. Причиной изначально было то, что магазин не возвращал пенсионерке деньги за неисправный холодильник, – рассказывает председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – На вопрос, написала ли она официальное заявление куда надо, в том числе в адрес магазина, последовал ответ, что никто ей об этом не рассказал. Женщина не обращалась ни в Роспотребнадзор, ни в общество защиты прав потребителей, ни в какую-либо официальную коллегию адвокатов. А обратилась она сразу в частную контору, в которой ее приняли «бесплатно», а затем после непродолжительной беседы подвели к оплате 40 тысяч – непонятно за что.

Что же сделали по договору? Об этом рассказала кипа документов, которую, потом изучили профессиональные юристы и остались в недоумении. В этом ворохе нашлась жалоба прокурору района, где расположена эта «юридическая» контора. Но прокуратура в ответ на такие заявления, всегда ответит приблизительно следующим образом: «Уважаемый гражданин, вы вправе на основании статьи закона обратиться в суд по месту вашего жительства, а если сумма иска меньше 100 тыс. рублей, то в мировой суд». И точка. Следующей бумажкой, которую «помогли» оформить сомнительные адвокаты, стала жалоба на имя губернатора региона с просьбой рассмотреть вопрос по существу. Аналогичные тексты под копирку были разосланы практически во все сколь-нибудь значимые ведомства области. Конечно, все эти обращения не могли бы никак сработать в пользу пострадавшей. И за них пришлось отдать крупную сумму вполне реальных денег.

Все схвачено

Что характерно, все эти наивные граждане вместе с подписанием договора на оказание услуг сразу же подписывают и акт выполненных работ. То есть сначала договор, потом передача денег, а потом сразу же подпись на бумажке о том, что все работы организацией «Рога и копыта» выполнены в полном объеме. Потом пострадавшие приходят к настоящим адвокатам и интересуются, могут ли они по всем имеющимся у них документам получить хоть какие-то деньги или выиграть суд. Ответ очевиден. Когда мошенники работают против людей грамотно, а пострадавшие помогают им себя «раздевать», не читая и не задумываясь, подписывают документы, акты или даже чистые листы бумаги, то добиться правды практически невозможно. Все ходы надежно прикрыты подписями самих жертв. При этом ни одного правильного в адрес магазина документа, как в описанном случае, оформлено не было.

Осторожность во главе угла

Чтобы таких историй не случалось, следует запомнить ряд жестких истин и правил, которым надо следовать. Если потребитель сталкивается с какой-либо проблемой в сфере услуг, надо сразу же позвонить в организации, которые занимаются государственной или общественной защитой в сфере прав потребителей. Список их небольшой: это управление Роспотребнадзора, городская ассоциация, а также региональная общественная организация защиты прав потребителей. Если речь идет о банковских услугах, то есть горячая линия главного управления ЦБ по региону. Самое главное, надо сразу же письменно потребовать справедливости от той организации, которая продала некачественный товар или услугу. Если в ответ – тишина или отписка, то можно и нужно обращаться в суд без уплаты госпошлины в соответствии со статьей 17 Закона о защите прав потребителей. В интернете можно найти шаблонные формы заявлений на все случаи жизни. Писать в администрацию Президента РФ не нужно. Все вопросы решаются на уровне вашей личной переписки с обидчиком или суда с ним же с очень высокой вероятностью выигрыша. Главное – все сделать грамотно и в приемлемые сроки. Побеждает тот, у кого правильные бумаги на руках и холодная голова. Для этого нужно купить брошюру под названием «Закон о защите прав потребителей» и проштудировать ее от корки до корки, выучить и помнить сроки давности претензий, сроки письменных обращений.

И конечно же, ни в коем случае нельзя обращаться в случайные фирмы, которые продвигают себя через рекламу. Такие горе-юристы работают только на себя, пользуясь юридической безграмотностью большинства населения. Но этому можно положить конец, если тщательно изучать свои права. И чем больше граждан перейдут на сторону просвещения, тем меньше будет не только «левых» псевдоадвокатов, но и вообще всех тех представителей сферы торговли и услуг, которые строят свой бизнес на обмане.