№35 (6040) от 20 мая 2022

Как потребителю вооружиться знаниями на любой, даже самый вопиющий случай

В большинстве ситуаций если человек хочет что-то купить, то все происходит без происшествий. Находится продавец, товар, и стороны заинтересованы, чтобы состоялась не только эта сделка, но и все последующие. Для участников рынка очень важно иметь репутацию надежных поставщиков. Но находятся и те, кто пытается сделать бизнес при помощи «грязного навара», то есть систематически обманывает покупателей и тем самым наживается.

И ведь такие конторы могут существовать годами, а когда запахнет жареным, своевременно исчезают без следа, чтобы не попасться правоохранительным органам. Порочная практика возможна только в случае, когда само общество юридически безграмотно и не способно сразу же «врезать по рукам» недобросовестным коммерсантам. Ситуацию следует менять и вооружать соответствующими знаниями о правах и возможностях как можно больше людей. Не надо иметь юридическое образование для того, чтобы воспользоваться законом, если это Закон о защите прав потребителей.

Богатые тоже недоумевают

Очень часто юристы фиксируют происшествия, связанные с порчей или даже пропажей дорогих вещей, которые были отданы в ремонт, в том числе гарантийный. Самым показательным примером стала история рязанца, который одним из первых в городе купил себе автомобиль «Хаммер». Это гражданская версия огромного американского армейского бронеавтомобиля. Ожидалась, что фирма, торгующая такими машинами, будет буквально молиться на каждого своего клиента, обслуживать уже проданные машины, а новые, которые только доставляются после оплаты, будут подготовлены в лучшем виде. Ан нет. До высокой культуры торговли даже в премиальном сегменте пока еще далеко. Внедорожник размером с дачный домик приехал к покупателю с заблокированными дверями. Такова особенность его бортовой сигнализации. Чужих автомобиль в себя пускать решительно отказался. На территории Рязани, как оказалось, отсутствуют сервисные организации, которые способны выполнить разблокировку. И тогда «Хаммер» предложили отвезти в Москву на эвакуаторе, причем за счет нового владельца. Он немного удивился и даже приуныл от такого развития событий. Но тут на выручку пришел Закон о защите прав потребителей. В нем, а именно в статье 18, сказано, что перевозка крупногабаритного товара весом более 5 килограммов для ремонта, уценки и прочих задач производится строго за счет продавца без каких-либо поблажек и хитрых схем. Традиционно на законные требования покупателя недобросовестный продавец ответил стандартной формулировкой: дескать, у них другие «правила». В такой ситуации юристы советуют не тратить свои драгоценные нервы на препирательства и попытку доказать, что закон выше любых традиций и мошеннических схем. Главное – зафиксировать нарушение закона. Принципиально зафиксировать в документах все те убытки, которые пришлось понести из-за недобросовестного продавца.
– В том самом случае покупатель джипа за несколько десятков тысяч рублей нанял эвакуатор до Москвы. Там машину ремонтировали долго, просрочили возврат на 45 суток, – рассказывает председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Но затем было предъявлено законное требование возместить весь понесенный материальный и моральный ущерб в досудебном порядке. Когда автодилер продемонстрировал показательную глухоту к законному требованию, состоялся суд, на котором покупатель отсудил и все затраченные на транспортировку деньги, и моральную компенсацию, и штраф в 50% от всех ранее присужденных судом сумм за отказ решить вопрос до суда.

Когда своя ноша реально тянет

В другом случае магазин заставил двух пожилых людей стаскивать с пятого этажа в доме без лифта холодильник, который подлежал гарантийному ремонту. Объяснялось это тем, что у всей магазинной бригады грузчиков внезапно прихватило спины. В районе первого этажа мужчине защемило поясницу, а у женщины случился сердечный приступ. Их обоих увезли на «скорой», а холодильник остался стоять у подъезда. Есть пример противоположный, когда по суду пришлось заставить магазин оплатить доставку в ремонт швейной машинки весом 5 килограммов, которая тоже попадала под определение тяжелой техники. Во всех случаях пришлось подключать закон и суды, поскольку сами продавцы не хотели вспоминать законодательные нормы. А могли бы отделаться легко, без штрафов и проигранных тяжб. Все суды были открытыми, и выигравшие их потребители имели полное право рассказать в подробностях всем своим родственникам и друзьям о недостойном поведении администраций магазинов. «Сарафанное радио» моментально заработало, и репутация недобросовестных продавцов скатилась на тот уровень, где ей и положено быть. Сколько потенциальных клиентов они в итоге потеряли, остается только догадываться. Суды в таких ситуациях всегда встают на сторону потребителя, поскольку есть специальное определение Верховного суда о подобных случаях. Оно появилось после того, как ведомство персонально рассмотрело иск человека, купившего речной катер и вынужденного за свой счет отправить его в гарантийный ремонт сразу после приобретения. Легко представить, во сколько это обошлось. С тех пор всем судьям России рекомендовано в таких ситуациях незамедлительно трактовать нормы закона только в пользу истцов. Судебная пошлина в делах такого рода не взимается.

Забор без договора

Наступает период активного дачного строительства. И уже появились первые пострадавшие. По садовым товариществам пошли ремонтные «агитбригады», которые зазывают владельцев домиков довериться им и ни о чем не волноваться. Потом они берут деньги, и дальше местоположение их может установить только полиция, да и то не всегда. В конкретном случае пострадала пожилая пара. Супруги отдали мошенникам почти 300 тысяч рублей за работу, которая даже не начиналась. Начальник «бригады», кстати, заявил, что у всех участников сделки могут быть проблемы с налоговой, а потому документы подписывать не надо, деньги же следует перевести через его собственную тещу. Пострадавшие обратились к юристам, и в ходе разбирательства чудом удалось разыскать неуловимого «бригадира». Он оказался частным предпринимателем, который действительно достаточно давно бегает от налогов. Немаловажной зацепкой стало то, что клиенты догадались зафиксировать паспортные данные обманщика. А он, в свою очередь, понадеявшись на то, что имеет дело с «темными» людьми, не стал скрывать свой настоящий основной документ. Далее деньги возвращали по суду. Банк представил документы о прохождении электронных платежей. Та самая теща была признана третьим лицом, выступившим в роли финансового агента (то-то она удивилась!). С таким пакетом доказательств суд вынес однозначное решение в пользу обманутых дачников. А вывод такой: без экспертов и сопровождения юриста даже при чистой сделке и подписанном договоре крупные деньги никому не следует передавать. Обман здесь может таиться на каждом шагу, а искоренять его придется долго.

Михаил Скрипников