Самый народный закон


31

№19 (5924) от 19 марта 2021

На этой неделе все прогрессивное человечество отмечало Всемирный день защиты прав потребителя

Закон о защите прав потребителей, начавший свою благородную миссию в далеком 1992 году, по-прежнему является самым часто срабатывающим, когда речь идет о необходимости восстановить справедливость, вернуть впустую потраченные деньги, наказать нечистых на руку дельцов и просто просветить население. Наблюдается серьезный прогресс в повышении культуры жизни, и закон повлиял на это значительно. Все меньше людей, и в частности рязанцев, испытывают растерянность, когда что-то в их делах идет не так. Как правило, именно Закон о защите прав потребителей дает возможность выйти из сложных ситуаций. И это касается не только покупки товаров и оплаты услуг, но и противостояния с недобросовестными управляющими компаниями, коммунальщиками, безопасности действий в интернете, оперативного решения вопросов в мировых судах и, что немаловажно, получения больших денежных компенсаций, в том числе и моральных. «Порог входа» в систему защиты своих прав здесь очень небольшой, потому что по большинству эпизодов не нужно платить судебную пошлину, а если ваши права действительно нарушены, то почти всегда дело выигрышное. Таких гарантий не дает, наверное, ни одна другая сфера судебной практики.

Исторический путь прав потребителей

Если в 1990-е годы специалисты в области защиты прав потребителей работали, в основном, с такими ситуациями, как продажа некачественных телевизоров, холодильников, пылесосов и прочего подобного, то сейчас большое количество дел связано со спорами о качестве электроники, в частности мобильных телефонов. Логично ожидать, что чем дороже товар, тем дольше он должен служить, но с современными гаджетами все не так. Дорогостоящие образцы передовых технологий ломаются чуть ли не чаще, чем их совсем бюджетные собратья, и остается чувство недоумения, которое быстро сменяется пониманием, что потребитель просто обманут. По закону хозяин сложного технического товара, у которого в течение 15 дней после покупки выявлен недостаток, возникший не по вине потребителя, имеет право требовать возврата денег, замены товара, снижения стоимости, полного расторжения договора купли-продажи. Обычно в таких случаях продавец, который тоже не лыком шит, пытается всячески избежать ответственности.
Яркий пример был совсем недавно. Рязанец купил смартфон за 70000 рублей, который перестал работать на второй день. Попытка поговорить с продавцом по-хорошему закончилась тем, что потребителю предложили сначала провести техническую экспертизу смартфона. И хорошо… что он не согласился на это сразу. В этом деле много подводных камней, начиная с того, что неизвестно, кто эту экспертизу будет делать и в каких условиях, и заканчивая потерей прав на гарантийный ремонт после вскрытия корпуса. В такой ситуации надо пользоваться статьей № 18 Закона о защите прав потребителя и писать заявление о том, что владелец техники имеет право также участвовать в технической экспертизе. В заявлении следует требовать информации о том, когда, где и кем будет вскрываться дорогостоящий товар. В том самом случае ответа на заявление от магазина не последовало, а это значит, что все только начинается. После того как продавец хранил молчание 10 дней, у потребителя возникли и право, и возможность подать исковое заявление в суд против магазина. В результате выигрыш и успех, а заодно компенсация моральных страданий от того, что пришлось всем этим заниматься, выплаченная в твердой сумме. Недобросовестный продавец был не только наказан, но его заставили сделать выводы. Как правило, в таких случаях неизбежны кадровые решения в отношении менеджеров магазина и повышение культуры торговли, обслуживания клиентов. Вот так Закон о защите прав потребителя делает мир лучше, и скорость этого процесса напрямую зависит от того, насколько часто законом пользуются.
Остается добавить, что потребитель имеет право на возврат всей уплаченной ранее за высокотехнологичный товар суммы, если ремонтировать в течение года потом его приходится неоднократно, а также если срок гарантийного ремонта превышает 5 дней – можно расторгать договор.

Кругом сплошные тонкости

Но о них легко узнать, поскольку текст Закона о защите прав потребителей написан ясным языком и прозрачными определениями. К примеру, потребитель получает дополнительные права, даже если его дорогой гаджет ремонтировался как положено, но так и не смог нормально функционировать. Продавец согласился вернуть деньги, но не сделал этого в срок. Здесь появляются выплаты неустойки покупателю в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки после 10-дневного срока с момента покупки. Всего этого надо в письменной форме требовать с продавца. И если он не собирается выполнять закон, ему же хуже. Будет не только однозначно выигранное, как правило, за одно заседание гражданское дело в суде, но и штраф для ответчика в пользу истца в размере 50% от всех ранее назначенных судом сумм за отказ от решения вопроса в досудебном порядке.
В одном из реальных примеров компьютер стоимостью 100 тыс. рублей ремонтировали слишком долго, даже направляли к специалистам в Москву. Владельцу это надоело, и он отсудил по иску о расторжении договора более 170 тысяч, с учетом компенсации морального вреда и судебного штрафа. Потом в досудебном порядке потребовал выплатить неустойку в размере 176 тыс., ему отказали, в результате по второму суду выиграно более 300 тыс. Грамотный потребитель остался при своих деньгах, да еще и увеличил их количество более чем в 4 раза, благодаря знанию закона. А продавец, хочется верить, больше никогда не станет торговать компьютерами сомнительного качества и не станет оскорблять своих клиентов бездействием в ответ на законные требования.
Остается только спросить, пришлось ли покупателю возвращать тот самый негодный компьютер продавцу? Представьте себе, нет! Никаких соответствующих вполне законных обращений недобросовестный магазин не предъявил. Видимо, уже из скромности. И такое бывает.

Серо-черная зона торговли

Есть все-таки момент, когда Закон о защите прав потребителей не может защитить честного покупателя от произвола продавца в полной мере. Речь идет об интернет-торговле. Во всемирной сети пока все настолько аморфно, не отрегулировано и ненадежно, особенно в сфере международной пересылки товаров, что риски продолжают оставаться высокими.
– У одного из рязанцев совсем недавно был случай, когда он заказал себе флагманский модный смартфон через интернет-площадку и оплатил его. Ему пришла посылка честно в срок, но внутри лежал не смартфон, а гранитный камень в форме гаджета такого же веса. Что характерно, бережно упакованный в «пупырчатый» целлофан и завернутый. Когда начали разбирательство, то сайта и след простыл. Примеров подобных ситуаций, связанных с обувью, одеждой, сложной бытовой техникой, очень много, так что рекомендую все-таки пока пользоваться «физическими» магазинами с живыми продавцами в вашем городе, где к товару вам оформят все чеки с печатями на гарантийных талонах, – говорит председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
Как бы закон ни защищал и как бы вы его ни знали и ни перечитывали для верности перед сном, все равно по-прежнему самым действенным способом самозащиты на рынке товаров и услуг является элементарная осторожность и знание человеческих нравов. Некоторые вещи можно предотвратить еще задолго до того, как вы от них, неровен час, пострадаете.

 

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова