Ситуаций много. Закон – один


19

Все больше граждан, сознательно относящихся к своим правам, изучают и применяют их на практике. Но и нечистые на руку поставщики услуг не дремлют, а кропотливо выдумывают новые способы сравнительно нечестного отъема денег у населения. Для того чтобы не попасть впросак, нужно знать ряд правил, которые обязательно пригодятся в жизни и позволят не только серьезно сэкономить, но и наказать тех, чьи аппетиты превышают все правовые пределы.

Докапываться до истины

В связи с проведением в стране судебной реформы произошли существенные изменения не только в работе самих судов, но и в правилах взаимодействия с ними граждан. Теперь при подаче гражданского иска необходимо сначала копию всех претензий в письменном виде заказным письмом отправить ответчику, а уже потом направлять бумаги в суд. Фактический монополист на рынке отправлений в конверте – «Почта России». Но вот какая возникла недавно ситуация. Одна пожилая рязанка хотела в рамках подготовки к судебной тяжбе разослать по новым правилам три письма ответчикам. Пришла на почту, а там ей говорят, что такие письма отправлять следует исключительно «по первому классу», то есть по цене 200 рублей за штуку, хотя раньше аналогичная услуга стоила всего 60 рублей. На счастье женщины в операционном зале в этот момент оказался председатель Рязанского отделения ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. Он немедленно потребовал предоставить утвержденные тарифы на отправку корреспонденции в письменном виде, которые должны храниться в отделении и предоставляться по первому требованию. Оказалось, что прежний тариф никто не отменял, и сотрудники отделения связи сослались на рекомендации, а так как распоряжение было устным, потому и предъявить клиенту нечего. Ну а если обратиться к букве закона, то это формулируется как обман потребителей в результате непредставления полной и достоверной информации об услуге. Да, известно, что у работников почты масса проблем сегодня. Но это не меняет сути дела, данный случай не дает права нарушать закон о защите прав потребителей, – поясняет Олег Попов. – В описанном случае женщина смогла отправить все 3 письма не за 600 рублей, а за гораздо меньшую сумму.
Правозащитник советует в подобных случаях, где бы и с кем они не происходили, не только докапываться до истины и восстанавливать справедливость, но и задействовать помощь властей. Если где-то «шалят», надо обращаться в управление федеральной антимонопольной службы, не забыть сделать запись в книге жалоб и предложений самой организации-нарушителя, а также просигнализировать в другие надзорные ведомства.

Создавайте свой архив

Часто бывает трудно доказать в суде, что вас обманули и оказали некачественную услугу, если не сохранились чеки или другие платежные документы. Обычно это происходит тогда, когда речь не идет о дорогой покупке, но даже здесь может притаиться обман с далеко идущими последствиями. Особенно часто такое происходит при взаимодействии с парикмахерскими и салонами красоты. Никто не знает, какие химические составы применяют в многочисленных цирюльнях по всему городу, но результат бывает очень неожиданным. Совсем недавно закончилось судебное разбирательство между клиенткой и парикмахерским салоном, где девушке вместо красивой прически сделали химический ожог кожи, да такой, что пришлось срочно бежать в кожвендиспансер и проходить там дорогостоящее лечение. К счастью, у пострадавшей сохранились все чеки, а потому суд длился недолго. В результате именем Российской Федерации вынесено решение взыскать с предпринимателя в пользу потребителя компенсацию морального вреда 15000 руб., убытки 6000 руб., штраф за отсутствие добровольного удовлетворения требований потребителя 7000 руб. и судебные расходы 7000 рублей. Всего 34 000 рублей.
Не бойтесь судиться. Когда закон о защите прав потребителей на вашей стороне, восстановление справедливости – это просто вопрос одного, максимум двух заседаний. Главное, избегать мест, где не дают чеки или делают это с неохотой. Все платежные документы, не только из парикмахерских, но и из других мест сервиса, а также все, что связано с оплатой услуг ЖКХ, желательно хранить как минимум 3 года. Это срок исковой давности по большинству эпизодов. В мире, к примеру, это правило хорошего тона – создавать собственный архив документов и быть, если что, во всеоружии.
Это особенно касается сложных и дорогих случаев, таких как происшествие в одном из элитных салонов красоты в Ростве-на-Дону. Состоятельная дама зашла покрасить ногти, но из-за грубой ошибки маникюрщицы потеряла один из ногтей, который растворился под действием химических реактивов. В результате пришлось делать дорогостоящую операцию в Германии за 25 000 долларов. Всю эту сумму, а также компенсацию нравственных страданий удалось отсудить у виновника увечья, то есть салона, и только потому, что, даже получив тяжелую травму, дама не забыла о необходимости потребовать и сохранить чек.

Наши трубы не для скуки

В недавно построенном в Рязани многоквартирном доме по адресу: ул. Шереметьевская, 10 корп. 3 летом жильцы одной из квартир почувствовали на себе, что такое залитие, да не просто каким-то там «детским» кипятком, а самой настоящей густой канализацией. Рванул кухонный стояк. Был испорчен ламинат и дорогие обои, которые лежали на полу в ожидании расклеивания. Комиссия управляющей компании явилась по первому зову, но тут же попыталась занизить оценку ущерба. Владельцы квартиры обратились за помощью к независимому лицензированному эксперту, который насчитал совсем другую сумму компенсации, гораздо больше похожую на правду. Комиссия управляющей компании выразила неудовольствие от такого развития событий. Прошло немного времени, и рванул второй стояк в санузле, в противоположной части многострадальной квартиры. Один случай – случайность, два – уже тенденция. Эксперты с обеих сторон и владельцы квартиры спустились в подвал и увидели, что внизу канализационных стояков горизонтальные колена, которые соединяют систему с магистральной канализацией, вообще не имеют ревизионных лючков, которые можно было бы открыть и почистить трубы. Прорыв в квартире стал следствием засорения системы, которую, судя по всему, вообще не чистили с момента начала эксплуатации дома, ведь для этого нет технической возможности. Можно, конечно, все равно почистить, сняв горизонтальную секцию трубы полностью, но что, если в этот момент в 23-этажном доме сверху кто-то начнет смывать…что-то? Виноваты, конечно, строители, но после того как дом передали в эксплуатацию управляющей компании, которая его приняла и не возражала, вопросы и судебные претензии могут быть только к ней. А вот отказ коммунальщиков улаживать спор с жильцами в досудебном порядке всегда оборачивается дополнительным штрафом, который накладывает суд, и который составляет 50% от всех ранее начисленных сумм компенсации. А требовать компенсации следует в полном объеме. И это еще не самый яркий случай, ведь несколько лет назад канализационный прорыв погубил книгу, которая называлась «История русского балета». Это элитное дореволюционное издание, которое было напечатано тиражом всего 300 экземпляров, и стоимость каждой книги составляет несколько десятков тысяч долларов по оценке аукционистов. Судебный процесс был громким. К нему привлекали не только строительных экспертов, но и товароведов. Но лучше бы не повторялось подобное.

Рисунок Павла Соловцова