№87 (6092) от 18 ноября 2022

Как быстро привести в порядок систему отопления уже после старта отопительного сезона и заставить коммунальщиков уважать закон

Стартовали, да не подготовились

Отопление уже несколько недель функционирует во всех многоквартирных домах Рязани. В квартирах уже не холодно, но и не безопасно. Дело в том, что далеко не все управляющие компании и ТСЖ добросовестно выполняют свои обязанности по подготовке сложных инженерных коммуникаций к зимнему периоду. Очень часто осмотр и ремонт проводятся «для галочки», а потому порождают ситуацию, когда каждый дом и даже каждая квартира оказываются «заминированы» всеми теми возможными последствиями, которыми грозит прорыв системы отопления. Если собственник жилого помещения замечает, что с его батареями или стояками, а также вентилями что-то не так, то это не всегда влечет за собой немедленный ремонт. В отключении аварийного стояка или радиатора могут и отказать. Разумеется, это незаконно, но когда это смущало представителей системы ЖКХ? Если население не знает своих прав, этим немедленно начинают пользоваться.
– Таких примеров у нас по Рязани достаточно много. Хотя в своих заявлениях в обслуживающие организации люди указывают, что недостаточно быстрая замена аварийного радиатора может привести к серьезной аварии. Например, если владелец квартиры проживает на высоком этаже, возникает угроза залить много квартир. Без всяких оснований в ответ на заявление человек получает гордое молчание, – рассказывает председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителя «Человек» Олег Попов. – Дело в том, что в период летней подготовки к отопительному сезону, вероятно, не менялись ни задвижки, ни вентили на стояках в подвале, чтобы можно было полностью перекрыть подачу воды. То есть дом оказывается не подготовленным к отопительному периоду.
Как быть в такой ситуации, а самое главное – как обезопасить себя от ответственности за последствия прорыва стояка, ведь от владельцев квартир здесь ничего уже и не зависит? Выход есть. Для начала надо напомнить всем, что существуют четкие зоны разграничения ответственности владельцев квартир и управляющей организации. Все стояки, ответвления от них до первого вентиля и сами эти первые вентили находятся под надзором управляющих многоквартирным домом организаций и считаются общедомовым (!) имуществом. Ремонтировать, отвечать за их надлежащее состояние или за последствия аварий должны коммунальщики. Если потекли кран или батарея, за которые уже отвечает владелец квартиры и которые он должен ремонтировать за свой счет, то перекрыть воду можно за счет общедомовых вентилей. А если они неисправны, то за последствия этого ответит управдом. Если же вентилей вовсе нет, то все проще – батарея становится общедомовым имуществом со всеми, в полном смысле слова, вытекающими из нее последствиями. Но чтобы все сработало наверняка и на владельца квартиры не подали в суд, требуется подстраховаться и сделать следующее. Надо написать заявление в свое ЖЭУ или ТСЖ с просьбой починить старые хлипкие трубы, указать, что там уже начала образовываться течь или подозрения на нее. В заявлении указывается время, в которое вам удобно принять мастеров. Разумеется, это должно быть ближайшее число и рабочий час. Главное, что заявление составляется в двух экземплярах. Один остается у домоуправов, а второй возвращают вам, предварительно проштамповав в канцелярии и указав номер входящего документа, а также число. Вот это и будет тот самый «щит» от любых юридических невзгод, если авария все-таки случится. Подавать в суд будут на управляющую организацию и только на нее, поскольку именно она, как эту ситуацию видит судья, вовремя не отреагировала на требование ремонта и допустила залитие. Виновником аварии назовут того, кто проявил бездействие. А о бездействии владельца квартиры речи в таком случае не идет. Ущерб, причиненный прорывом, также компенсируют домоуправы.

Компании-молчуны пытаются утопить жильцов в долгах

Юристам, и в частности сотрудникам Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителя «Человек», неоднократно приходилось участвовать в крупных судебных делах, в которых потребителям коммунальных услуг выставляли многотысячные долги по уплате коммунальных платежей. При этом управляющая организация либо ресурсоснабжающая компания не принимают во внимание разъяснения Пленума Верховного суда РФ, который специально указал, что долг по коммунальным платежам можно взыскать только за последние три года, или же тридцать шесть месяцев. Но есть случаи, когда владельцам недвижимости выставляли счета аж с 2004 года. Все это абсолютно незаконно. Что же касается законных требований, то к ним, как правило, еще «прикрепляют» пени, то есть штрафные начисления за неоплату услуг в надлежащий срок. Но и эти самые пени могут быть оспорены в суде, их сумма значительно снижена. Право на это потребителям дает статья 333 Гражданского кодекса РФ. Там прямо прописано право на снижение сумм неустойки. Что касается самих ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, которые способны умышленно начислить на этот долг большие пени, то в этих действиях суд усматривает признаки злоупотребления правом. В первый же месяц просрочки по ежемесячным платежам к владельцу недвижимости обязаны предъявить требования незамедлительно, используя для этого все стандартные каналы передачи информации вплоть до заказных писем. В противном случае, казалось бы, справедливое требование, но по долгу, который был накоплен компаниями-молчунами, превращается в глазах суда в попытку незаконного обогащения на механизме начисления пеней. Такой юридической формулировкой можно и нужно пользоваться всегда, когда ситуация с долгами вышла на судебный уровень. Злоупотребление правом со стороны истца может попросту обнулить его попытку взыскания долга, либо в иске против жильцов будет отказано, либо штрафные пени снизят радикально.

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова